Украина
(Республика Украина) занимает территорию в 603 700 квадратных
километров. Располагаясь на юго-востоке Европы, Украина на севере
граничит с Беларусью и Россией, на востоке – с Россией, на юго-западе –
с Молдовой и Румынией, на западе – с Венгрией, Словакией и
Польшей. На юге Украина имеет выход в Черное и Азовское моря.
Численность населения – около 50 миллионов человек, причем украинцев
среди них 73 %, русских – 22 %, белорусов – 5 %, кроме них, на
территории Украины проживают молдаване, венгры, болгары, поляки,
крымские татары.
Государственным языком является украинский, но очень часто на Украине
можно услышать русскую, татарскую и польскую речь.
В настоящее время Украина является республикой, возглавляет которую
президент.
Столица – Киев.
Краткий очерк истории
Предки восточных славян появляются на территории современной Украины
около VII – III века до н.э. Археологические исследования
свидетельствуют о том, что часть поселений
чернолесской археологической
культуры, несомненно, принадлежит именно им. Таковы, например, Бельское
и Немировское городища. Славянское население было и среди племен
зарубинецкой (конец I
тысячелетия до н.э. – начало I тысячелетия н.э.)
и
черняховской (II – V века
н.э.) археологической культур, территория
распространения которых захватывает лесостепные и часть лесных районов
современной Украины. Они занимались земледелием, скотоводством,
ремёслами, торговали с соседними племенами, греческими городами
Северного Причерноморья и римскими провинциями по р. Дунай.
Достоверно известно, что в IV —VII веках н.э. Среднее Приднепровье
занимает союз славянских племён, представителей которого средневековые
писатели и ученые называют
антами,
а позднее —
русами или
росами.
Название
Русь позднее
распространилось на всех восточных славян.
К VII – VIII векам на
территории современной Украины жили восточнославянские племена
полян,
северян, древлян, белых хорватов, дулебов, уличей и
тиверцев. В конце
VIII века н.э. возникает первое восточнославянское государство, которое
носит название
Киевская Русь.
Политическим, торговым и культурным
центром его с 882 года (после захвата князем Олегом) до 1132 года
является город Киев, название которого в "Повести временных лет"
связывается с именем одного из трех легендарных братьев: Кия, Щека и
Хорива – основателей города. Киевская Русь была одним из наиболее
мощных государств своего времени. Расцвета оно достигло в период
княжения Ярослава Мудрого (1019 – 1054 годы), после смерти которого
начинается постепенный, но последовательный процесс дробления
государства. Удельные княжества (на территории современной Украины
существовали Чернигово-Северское, Переяславское, Киевское, Волынское,
Подольское княжества, частично – Галицкое и Туровское) ведут постоянные
кровопролитные войны за территорию и верховную власть, что в
значительной степени ослабило Киевскую Русь и, в конечном счете,
привело к её децентрализации (происходит возвышение трёх центров –
Галича, Чернигова и Владимира) и распаду. Попытка Романа Мстиславича
Галицкого и Волынского переустроить Русь по образцу Священной Римской
Империи из-за междоусобной розни потерпела неудачу. На протяжении XII –
XIII веков киевские князья продолжают руководить совместными походами
против внешних врагов: печенегов, половцев, монголо-татар, но падение
Киевской Руси оказалось неизбежным.
В XIII веке Киевская Русь разорена монголо-татарами. Киев перестал быть
не только экономическим и политическим, но и церковным центром Руси,
хотя его значение в религиозной жизни оставалось значительным. В 1299
году митрополит переехал во Владимир (на Клязьме). После коронации
Даниила Галицкого образуется две Руси – Юго-Западная и
Северо-Восточная. В XIV веке Великое княжество Литовское захватило
Чернигово-Северщину, Подолию и Киевщину, большую часть Волыни. Польша
овладела Галицкой землёй и частью Западной Волыни. К Молдавскому
княжеству отошла Северная Буковина. В южной части Украины и в Крыму в
XV веке возникло Крымское ханство.
Название
Украина первоначально
относилось к отдельным юго-западным русским землям, означая пограничье
страны (от «край» – граница). Со временем оно распространилось на все
украинские земли, и с XVI века употребляется в официальных
документах. Днепром Украина делится на Правобережную, или Слободскую, и
Левобережную. Как самостоятельный этнос, обладающий характерными
особенностями языка, культуры, быта, украинцы выступают с XIV – XV
веков. В это время самоидентификация украинцев проходит не по
этническому, а по религиозному признаку.
В XV – XVI веках на Украине из выходцев с северной и восточной Руси
формируется особый субэтнос казачества, центром которого в XVI веке
стала Запорожская Сечь.
По Люблинской Унии 1569 года Литва объединилась с Польшей в одно
государство – Речь Посполитую. В его состав вошли и украинские земли:
Волынь, Киевщина, восточная часть Подолии, часть Левобережной Украины.
Украинский социум в составе Речи Посполитой переживает так и не
завершившийся процесс формирования национальной элиты – православной
шляхты и городского казачества. Вместе с тем в конце XVI – начале XVII
веков происходит закрепощение украинского крестьянства, которое
сопровождается установлением национально-религиозного неравенства, при
котором украинцы ограничиваются в правах, а польско-католическое
население пользуется различными привилегиями в промыслах, торговле и
других сферах. Восстания украинцев 1591-1596 годов (К. Косинский, С.
Наливайко) оказались неудачными. По Брестской унии 1596 года
православная церковь на территории Речи Посполитой была подчинена папе
римскому. Возникает так называемая
униатская
церковь.
В XVII веке начинается
процесс формирования украинской нации и украинского национального
языка. Этот век ознаменован значительным количеством
крестьянско-казацких восстаний, направленных против польско-шляхетских
властей: 1606 год – война под предводительством Ивана Болотникова; 1630
год – восстание, возглавленное Тарасом Федоровичем (Трясилой); 1635 год
– восстание во главе с Иваном Сулимой; 1637 год – восстание под
руководством П. Бута (Павлюка); 1638 год – восстание под руководством
Я. Острянина и К. Скидана; 1648 – 1654 годы – война под
предводительством Богдана Хмельницкого, в результате которой произошло
воссоединение Украины с Россией. Это воссоединение было выгодно как для
Украины, которая приобрела сильного союзника в борьбе против Речи
Посполитой и Османской Империи, так и для России, для которой
объединение с Украиной означало укрепление южных границ. 8 января 1654
года на Переяславской раде было принято решение о воссоединении земель
двух государств. Левобережная Украина получила автономию в составе
России. Правобережная до конца XVIII века оставалась под властью
венгров. Полиэтничность украинского населения упрощает процесс
включения Украины в состав Российской империи (полиэтничного
государства) упрощается.
Воссоединение Украины с Россией не было воспринято всеми украинцами
безоговорочно. Так, во время Северной войны 1700-1721 годов гетман
Мазепа предпринимает попытку возвращения Левобережной Украины под
власть Польши. С представителями Польши и Швеции он заключает ряд
тайных договоров, направленных против России, и в октябре 1708 года с
частью старшины и небольшим количеством казаков (около двух-трех тысяч)
переходит на сторону шведских войск. В связи с этим русские войска в
1709 году разгромили Запорожскую Сечь. В 1734 году запорожцы, по
разрешению русского правительства, основали Сечь Новую, которая,
впрочем, не имела своего гетмана и подчинялась не столько
малороссийскому, сколько российскому правительству.
В 80-е годы XVIII века на территории Слободской, Левобережной и Южной
Украины были созданы Киевское, Черниговское, Новгород-Северское,
Харьковское и Екатеринославское наместничества. Казацкая старшина была
уравнена в правах с российским дворянством (1785 год), а рядовые
казаки, лишившись ряда привилегий, превратились в отдельное сословие,
близкое к государственным крестьянам. Несколько ранее, в мае 1783 года,
царским указом было юридически подтверждено закрепощение
государственных крестьян Левобережной и Слободской Украины; в 1796 году
действие этого указа было распространено и на крестьян Южной Украины.
Украинские земли полностью, за исключением Западной Украины,
вошли в состав Российской империи в 1793–1795 годах в результате
второго и третьего разделов Речи Посполитой между тремя наимощнейшими в
то время державами: Российской империей, Германией и Австро-Венгрией.
Следующим этапом, в значительной степени изменившим жизнь украинцев,
стала отмена в Российской империи крепостного права (1861 год). На
территории Украины начинается бурное развитие капитализма, что приводит
к быстрому изменению в социально-классовой структуре населения.
Изменения коснулись всех слоев населения: произошло имущественное
расслоение крестьянства; быстрое увеличение численности пролетариата за
счет безземельных крестьян и разорившейся городской мелкой буржуазии; в
упадок приходит и дворянство, которое утрачивает свое могущество в
новых экономических условиях; растет влияние буржуазии.
В XIX веке как на территории Западной Украины, входившей в состав
Австро-Венгрии, так и на территории российской части Украины происходит
последовательная дискриминация украинского населения. Так, в
западноукраинских землях руководящие посты в администрации, суде могли
занимать лишь австрийцы, венгры или поляки; ограничивалось преподавание
на украинском языке как в школах, так и высших учебных заведениях. К
началу ХХ века в Львовском университете существовало лишь две
украинских кафедры: истории Украины и украинской литературы. В
Российской империи в 1863 году вышел циркуляр министра внутренних дел
П. Валуева, согласно которому запрещалось печатание книг на украинском
языке, за исключением художественной литературы. В указе Александра II
(от 1876 года) запрещалось использование украинского языка в начальной
школе, судах и государственных учреждениях. В это же время происходят и
географические переименования: Малороссийская губерния разделена
Черниговскую и Полтавскую, Слободско-Украинская губерния переименована
в Харьковскую.
Такая позиция правительства приводит к усилению политической
активности украинского населения, что совпадает с общими веяниями в
Российской империи и мире в конце XIX – начале ХХ века.
Начало ХХ века приносит ряд политических потрясений, которые не обошли
стороной и Украину. Вместе с Российской империей и Австро-Венгрией
Украина втягивается в первую мировую войну, а затем и в гражданскую.
В начале ХХ века носителями украинской идентичности являлись лишь
крестьяне и национальная интеллигенция, то есть нация является
социально неполной. В условиях политической нестабильности это приводит
к расколу внутри страны. В 1917-1920 годах на территории современной
Украины существовало несколько государств: Украинская народная
республика, Западно-Украинская народная республика, Украинская держава,
которая находилась в состоянии гражданской войны с Украинской советской
социалистической республикой (УССР), возникшей в декабре 1917 года.
В 1920 году в результате советско-польской войны Западная Украина
отошла к Польше, а в 1939 году в результате раздела сфер влияния между
СССР и Германией вошла в состав УССР.
В 1941-1944 годах Украина оккупирована войсками Германии.
В июне 1945 года Закарпатская Украина присоединена к УССР.
В 1954 году из Российской федеративной социалистической республики в
состав УССР была передана Крымская область.
В 1990 году Верховный Совет республики принял Декларацию о
государственном суверенитете. В 1991 году был учрежден пост президента;
Верховный Совет преобразован в Верховную Раду.
Краткий очерк культуры
Украинская культура, как и культура любого государства, проходит ряд
этапов формирования. В период античности вместе с другими
восточно-славянскими племенами
поляне,
северяне, древляне, белые
хорваты, дулебы, уличи и
тиверцы
взаимодействуют с окружающими их
народами, поэтому в ранних поселениях часто обнаруживается
взаимопроникновение культур
скифов,
сарматов, киммерийцев, даков,
римлян и других народов. С выделением в сарматском потоке
восточных
протославян взаимодействие с культурами других народов не исчезает.
Протославяне в связи с военными действиями, торговыми отношениями
воспринимают многие черты
германской,
римской и
варяжской
культур,
обогащают культуры этих народов своими достижениями.
На культуру Киевской Руси (общего государственного объединения для
будущих русских, украинцев и белорусов), большое влияние оказывает
византийская традиция, что находит значительное выражение в культовой
архитектуре и книжной традиции X – XI веков.
София Киевская, София
Полоцкая и
София Новгородская
возводились при участии греческих
мастеров. Архитектура этих соборов не является точной копией
архитектуры византийской. Она объединяет в себе греческую и
древнерусскую зодческие традиции, включает элементы росписи балканских
художников и древнерусской деревянной архитектуры. Уже с XII века
византийское влияние в архитектуре ослабевает, а греческие традиции
обогащаются традициями местных школ. Восточнославянские обычаи,
ритуалы, эстетические взгляды оказываются сильнее привнесенных извне.
Достаточно долгое
время на Украине сохраняется унаследованный от Византии
крестово-купольный тип храма. Но если для греческой
архитектуры характерны пяти или трехнефные сооружения, то в Киевской
Руси распространения получают и небольшие однонефные церкви. Так,
Ильинская церковь,
построенная в первой четверти XII века, является
наиболее ярким примером черниговской зодческой школы. Трехнефным
крестово-купольным зданием является сохранившаяся в Чернигове до наших
дней
Пятницкая церковь,
построенная в честь покровительницы торговли –
Параскевы Пятницы. Здание имеет устремленную ввысь башнеобразную
композицию, в которой главный объем в верхней части перерастает в
ярусную структуру, основанную на развитии двух зародившихся ранее
приемов: ступенчатого расположения закомар и применения для перекрытия
крайних ячеек половинок цилиндрического свода. Образ здания приобрел
черты динамичности, праздничности и триумфальности.
Процесс христианизации
сопровождался формированием новых традиций в живописи. Изначально
сильные традиции византийской иконографии с течением времени
ослабевают и уступают место формирующимся местным традициям. Первыми
отечественными живописцами были монахи Киево-Печерского монастыря
Алипий и Григорий. С именем Алипия связывают икону Печерской Богородицы
и так называемую Великую Панагию. К
концу XI века складывается самостоятельная киевская иконописная школа,
в XII веке иконописные школы формируются в Галицко-Волынском и
Владимиро-Суздальском княжествах.
Собственно украинские традиции
складываются и в книжных миниатюрах. Самые древние из них находим в
"Остромировом евангелии"
(1056-1057) – фигурки трех евангелистов.
Говоря о развитии духовной культуры Киевской Руси, нужно упомянуть и
об ученых XI-XII веков. Так, киевский монах Агапит, как
свидетельствует "Киево-Печерский патерик", успешно занимался медициной,
основанной на траволечении. Известны также имена украинских лекарей
Иоанна Смереки, Петра Сирианина, Февронии, Евпраксии Мстиславовны.
После образования Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской Руси
украинская культура продолжает развиваться в юго-западных землях.
Галицко-Волынская Русь поддерживает тесные экономические, политические
и культурные связи с государствами Западной Европы, особенно с
Германией и Италией. Наиболее значительными центрами развития духовной
культуры Галицко-Волынской Руси становятся Галич, Луцк, Звенигород,
Владимир-Волынский, Львов. В них складываются местные книжные центры.
Галицко-Волынская архитектура органично объединила византийско-киевскую
пространственную композицию с элементами западноевропейского романского
стиля. Раннеготическая архитектура проявляется в появлении круглых
церквей-ротонд, украшенных пилястрами и аркатурными поясами. Вместо
плоской киевской плинфы теперь используется новый брусковый кирпич.
Галицко-Волынская архитектура, в отличие от киевской,
белокаменная. До настоящего времени целиком сохранился лишь один
памятник архитектуры Галицко-Волынской Руси
XIII–XIV вв. – это
Васильевская
церковь-ротонда во Владимире Волынском,
которая была построена в память о святом князе Васильке Ростиславиче.
Культура Галицко-Волынской Руси оказала огромное влияние на дальнейшее
развитие культуры Украины.
Немецкая и польская колонизация украинских земель приводит к развитию
в украинской культуре западноевропейских традиций и временному
затуханию самобытных элементов. Однако уже в XVI – XVII веках, в эпоху
украинского Ренессанса, эти элементы проявляются с новой силой и
выражаются в развитии барокко.
Пришедший из Западной Европы стиль барокко на Украине не был
представлен в чистом виде, при сооружении барочных зданий зодчие широко
используют традиции народного искусства. Одним из первых сооружений
этого стиля на Украине стал иезуитский
костёл Петра и Павла в Львове,
построенный в 1610-1630 годах итальянским зодчим Джакомо Бриано. Он
представляет собой базилику с типичным для средневековой архитектуры
высоко поднятым центральным нефом и аркбутанами (1) над боковыми
нефами. Здание костёла почти полностью копирует римскую церковь
капитула иезуитов Иль Джезу. Черты барокко стали присущи и другим
типам зданий: дворцам, замкам и прочим (например, здание королевского
арсенала в Львове, 1635 год).
Развитие
барокко на Украине приходится на время после завершения
освободительной войны и воссоединения Украины с Россией. На
воссоединённых землях разрастаются города, развиваются ремёсла,
торговля, формируется новый уклад жизни. Повсеместно начинается
строительство церквей, православных монастырей, домов казацкой старшины
– теперь они становится основными заказчиками. Если раньше каменные
здания были единичными, то теперь их строительство приобретает
массовый характер. Архитектурный стиль, сформировавшийся на Украине во
второй половине XVII века, принято называть украинским барокко.
Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий,
а также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере
декора.
Памятником украинского барокко жилой архитектуры конца XVII века
является большой одноэтажный
дом
Якова Лизогуба в Чернигове,
перекрытый высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на
торцевых фасадах, которые расчленены пилястрами, ограждающими структуру
плана. Фронтоны украшают плоские фигурные ниши, полуколонки и
треугольные сандрики (2) над окнами. Пластика фасадов и фронтонов по
характеру близка к формам русской архитектуры XVII века, но значительно
крупнее её.
К общественным
зданиям того времени относится
Черниговский
коллегиум, построенный в
1700-1702 годах. Большой двухэтажный дом коллегиума стоит рядом с
главными постройками Черниговского кремля и входит в его ансамбль. В
западной части здания – высокая башня, необычная по форме – на верхнем
ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания
богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.
Безусловно,
стиль украинского барокко проявляется и в культовом
зодчестве, которое восходит к древнерусскому деревянному
строительству.
Покровский собор
в Харькове (1689) поставлен на
подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы
стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо
освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном
решении отразились традиции украинской трёхверховой многозаломной
церкви. Но более распространённым типом культового сооружения был
пятикамерный храм, образующий в плане крест, и завершающийся пятью или
девятью верхами. Старейшим зданием этого типа является
Николаевский
собор в Нежине, построенный в 1668-1670 гг. московским
архитектором
Г.И. Устиновым.
В XVIII века в архитектуре западных областей Украины существенных
изменений не произошло. Здесь продолжал развиваться стиль барокко с
чертами, характерными для
позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. В стиле
западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например,
Николаевский костёл в
Львове (1739-1745) с традиционной базиликальной
структурой здания.
В 1747 году в Киеве по проекту Ф.Б. Растрелли начинается строительство
Андреевской церкви –
одному из ранних произведений архитектора, в
котором он впервые обратился к национальным композиционным особенностям
русского зодчества. Церковь имеет стройный силуэт со стремительно
взлетающим вверх высоким куполом, который завершается барочной главкой
и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали подкупольного
квадрата и создающими традиционное пятиглавие. Нарядность сооружения
подчёркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен, белых
колонн и золотых капителей и деталей декора.
В конце XVIII – начале XIX веков на Украину приходит классицизм,
который, однако, развивается под сильным влиянием российских традиций.
Значительное развитие в это время получает украинская музыка. Наиболее
ярким представителем классицизма в музыке является
Д.С. Бортнянский
(Херувимская песнь; рождественские и пасхальные концерты), еще в
детстве увезенный в Петербург и достигший больших успехов в области
духовной музыки. В XIX – ХХ веках большое значение для развития
украинской культуры имели писатели – романтики
Тарас Шевченко
(1814 – 1861),
Пантелеймон Кулиш
(1819 – 1897); реалисты
Иван Франко
(1856 – 1916); модернисты
Леся
Украинка (1871 – 1913),
Михайло
Коцюбинский (1864 – 1913);
Павло
Тычина (1891 – 1967),
Максим
Рыльский
(1895 – 1964),
Олесь Гончар
(р. 1918); актер и музыкант
Александр
Вертинский (1889 – 1957); драматург-экспериментатор
Мыкола Кулиш
(1892–1942); кинорежиссер
Александр
Довженко (1894 – 1956);
скульптор-модернист
Александр
Архипенко (1887 – 1963); художник
Мыколу
Бойчука (1882 – 1939), основателя школы монументалистов и многие
другие.
В 20-х годах ХХ века Украина входит в период культурного возрождения,
но, начиная уже с 30-х годов, попадает под сильное политическое и
культурное влияние СССР. Развитие искусства с этого времени идет в
направлении социалистического реализма. Во время хрущевской «оттепели»
в стране появляется новое поколение «шестидесятников», которые
по-новому пытаются взглянуть на мир. Следующее оживление культуры
последовало только после 1987 года.
Литература
Археологiя Украïнськоï РСР, т. 1–3, Kиïв, 1971–75.
Асеев Ю.С. Стили в архитектуре Украины. Киев, 1989.
Булахов М.Г., Жовтобрюх М.А., Кодухов В.И. Восточнославянские языки.
М., 1987.
Все страны мира. Энциклопедический справочник / Авторы-сост. И.О.Родин,
Т.М.Пименова. М., 2003.
Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1995.
Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.
Дмитриев М.В. Украинская культура XIV – XVI вв. / История культур
славянских народов. В 3-х тт. Т. 1: Древность и Средневековье. М.,
2003. С.403-431.
Иоаннесян О. М. Храмы-ротонды в Древней Руси // Иерусалим в русской
культуре. М., 1994.
История Украинской ССР, т. 1–2. Киев, 1969.
Лазарев В. Н. Мозаика Софии Киевской, М., 1960.
Овсейчук В. Классицизм и романтизм в украинском искусстве. Kиев, 2001.
Польщикова Н.В. Строительство и архитектура Украины до образования
Киевского государства. Одесса, 2002.
Сергiєнко Г. Я. Визвольний рух на Правобережнiй Украïнi в кiнцi XVII i
на початку XVIII ст., Kиïв, 1963.
София Киевская. Материалы и исследования, Kиев, 1973.
Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.
Украïнська РСР в перiод громадянськоï вiйни 1917–1920 рр., т. 1–3,
Kиïв, 1967–1970.
Примечания
1. Аркбутан
(франц. arc-boutant), наружная каменная полуарка, передающая распор
сводов главного нефа готического храма опорным столбам - контрфорсам,
расположенным за пределами основного объёма здания. Система аркбутан,
контрфорсов и нервюр составила конструктивную основу культовой
архитектуры готики. Применение аркутан позволило значительно сократить
размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить
оконные проёмы, пролёты сводов и т. п.
2. Сандрик - декоративная
архитектурная деталь обычно в виде карниза или фронтона (иногда
опирающихся на кронштейны), расположенных над оконным или дверным
проёмом на фасадах зданий (реже в интерьерах).