Босния и Герцеговина занимает
территорию в 51 129 квадратных километров. Государство расположено на
юго-востоке Европы, на Балканском полуострове. На севере и западе
граничит с
Хорватией, на
юге и востоке – с
Сербией и
Черногорией.
Численность населения – около 3,5 миллионов человек. В Боснии и
Герцеговине проживают славяне-мусульмане (боснийцы) – 44 %, сербы – 31
%, хорваты – 17 %.
Государственный язык – сербскохорватский с большим количеством
тюркизмов. В результате гражданской войны 1990-х годов сложилось мнение
о существовании так называемого босанского языка.
В настоящее время Босния и Герцеговина является республикой,
возглавляет которую президент. Законодательный орган – двухпалатная
Национальная ассамблея.
Столица – Сараево.
Краткий очерк истории
До пришествия на территорию Боснии славянских племен здесь расселялись
представители
бутмирской
культуры (неолит); позднее, во втором – первом тысячелетиях до
нашей эры, появляются
иллирийские
племена; в IV веке до н.э. –
кельты;
в I веке до н.э. –
римляне. В
период римского господства территория современной Боснии и Герцеговины
входит в состав крупной
провинции
Иллирик. В
VI-VII веках нашей
эры, движимые Великим переселением народов, на Балканский
полуостров, в том числе и на территорию современной Боснии и
Герцеговины, приходят
славянские
племена, наиболее значимыми среди которых являются
хорваты и
сербы. Они сливаются с местным
иллирийским населением, подвергая его славянизации, захватывают уже
существующие города и возводят новые.
Вероятно, первоначально славяне, расселившиеся в районе верхнего
течения реки Босна, зависели от племени
сербов, которые уже имели
собственное государственное образование, известное под названием
Рашка. Около
960 года боснийские славяне создают
небольшое самостоятельное государство, управляемое баном, но в скором
времени оно попадает в зависимость от другого славянского государства –
Дукля. В начале XII века
часть Боснии (
Рамы, по названию
долины реки Рама) захватили мадьяры, которые назначили здесь своих
банов – наместников Венгерского короля, затем на тринадцать лет Босния
подчиняется Византии, но в 1250 году снова попала в зависимость от
Венгрии. Эта зависимость сохранялась до XIV века, когда
бан Твртко добивается
самостоятельности
Боснии и в
1377 году объявляет себя королем.
Распространение на территории Боснии христианства происходит позднее,
чем в других южнославянских землях. При этом, как и некогда в Великой
Моравии, повторилась ситуация, в которой столкнулись интересы Западной
(римско-католической) и Восточной (греческой, православной) Церквей.
Формально боснийские священники подчинялись одному из католических
архиепископов, но богослужение в церквях велось по
восточному обряду на славянском языке. Относительная свобода
вероисповедания, которой придерживаются местные правители, приводит к
тому, что на территории Боснии в XII – XIII веках находят пристанище
приверженцы различных еретических учений, в том числе
богомилы (1), учение которых
местная церковь приспособила для своих нужд. Римско-католическая
церковь не раз пыталась бороться с «боснийской ересью», заставляя
признать своё главенство, несколько крестовых походов против еретиков в
XIII веке предприняла и Венгрия, но движение богомилов в стране ослабло
лишь незначительно.
В XIII – XIV веках боснийские баны и короли расширили свою территорию
за счет сербских и хорватских земель, а с захватом
Хума получили выход к Адриатическому
морю. После смерти короля «Сербии, Боснии, Хорватии, Далмации и
Приморья» Твртко I Котроманича (1353 – 1391) в государстве
начинаются междоусобные войны. В 1448 году
Степан Вукчич, бан
Хумской земли, провозгласил себя
герцогом и сделал попытку отделиться от Боснии. Его владения получили
название
Герцеговины.
Королевская власть ослабевает и на других территориях государства.
Феодальная раздробленность и децентрализация привели к тому, что всего
за два года (1463 – 1464) большая часть Боснии была завоевана турками,
к 1528 году под властью Турции оказалась уже вся Босния и Герцеговина,
объединенная в
Боснийский пашалык,
или эялет (1583). В это время экономическим, политическим и культурным
центром Боснии становится
Сараево.
Османское господство продолжалось до 1718 года, когда часть ее
территории временно отошла к Габсбургам.
Традиционная для Европы христианская вера на территории Боснии и
Герцеговины оказалась весьма неустойчивой, поэтому обращение жителей
Боснии и Герцеговины в ислам не встретило сопротивления, как это было в
других христианских государствах. Массовое обращение жителей в
мусульманство определило особый статус Боснии в Османской империи. Ее
территории были значительно расширены. Боснийские мусульмане в целом
получили больше привилегий, чем христиане; кроме того, сформировался
класс боснийского мусульманского наследуемого дворянства. При этом
необходимо отметить, что в XIV – XV веках переход из одной
конфессии в другую на территории Балканского полуострова не
воспринимался как нечто из ряда вон выходящее, к тому же за счет
межэтнических браков боснийские славяне во многом восприняли турецкую
культуру.
Поскольку на территории Боснии жили представители разных народностей (
сербы, хорваты, албанцы, евреи, цыгане),
этнический принцип не мог лечь в основу их самоидентификации. Напротив,
принадлежность к исламу противопоставляла их сербам, хорватам и
цыганам, продолжавшим исповедовать христианство, причем постепенно
между мусульманами и христианами сформировались различия
экономического, социального и культурного порядка.
Боснийцы-мусульмане составляли основу городского населения,
боснийцы-христиане – сельского. Боснийское мусульманское дворянство
занимало в пашалыке господствующее положение, мусульманское
крестьянство не зависело от помещиков, а основным объектом феодальной
эксплуатации стали боснийцы-христиане. Одной из разновидностей такой
эксплуатации было так называемое
корве
– бесплатный труд на помещиков-землевладельцев, – просуществовавшее до
1848 года. Большая часть земли все же находилась в государственной
собственности и жаловалась в ленное владение за государственную или
военную службу.
Боснийские христиане тоже не являются однородным населением: часть из
них (хорваты, в том числе жители Герцеговины) являются католиками,
часть (сербы) – православными. Несмотря на то, что позиции и
католической, и православной Церкви в Боснии были слабее, чем у ислама,
на территории эялета действовали монастыри и католические школы.
В первой половине XIX века на Балканах начинается борьба против
османов. Включаются в нее и жители Боснийского эялета. Боснийцы,
принявшие ислам, выступают за предоставление Боснии и Герцеговине
автономии в составе Османской империи, христиане, считающие себя
сербами и хорватами, требуют воссоединения с Сербией (сербы) или с
Хорватией (хорваты). При этом боснийцы, исповедующие христианство,
отказывают мусульманам в этнической самостоятельности, считая их
сербами или хорватами. Сами бошняки-муслимане уже в это время начинают
отстаивать свою этническую индивидуальность, обособляя себя как
от славян-христиан, так и от других мусульман. Для самоидентификации
они все чаще используют термин «
бошняци»
– бошняки. Во второй половине XIX века этноконфессиональные конфликты в
Боснии обостряются. Неурожай 1875 года приводит к голоду, следствием
которого становится вспыхнувшее восстание, которое вскоре приобрело не
экономический, а политический характер. Решениями Берлинского конгресса
кризис в стране был урегулирован, Босния и Герцеговина были
оккупированы, а с 1908 года аннексированы Австро-Венгрией.
Во время австро-венгерского правления (1878 – 1918) в Боснии и
Герцеговине интенсивно развивается экономика, основываются банки,
строятся железные дороги, деревообрабатывающие заводы.
Австро-венгерское правительство во главе с Вениамином фон Калаем
поощряет развитие региональных национальных чувств и препятствует
связям боснийцев с Хорватией. В 1910 году в Боснии и Герцеговине
принята конституция, которая, впрочем, во многом носила формальный
характер, но все-таки способствовала укреплению идеи этнической
самостоятельности бошняков. Боснийские мусульмане издают собственную
газету, а Мусульманская прогрессистская партия независимости (1908) и
мусульманская национальная организация
«Млада Босна» («Молодая Босния»;
1907) включаются в соперничество с подобными организациями других
югославских народов, особенно сербов и хорватов.
Идея создания на Балканах единого государства югославских народов в
начале ХХ века постоянно сталкивается с желанием одного из них
доминировать. Невозможность прийти к согласию приводит к отсутствию в
этом регионе политической стабильности, что создает благоприятные
условия для возникновения различных террористических группировок. При
этом террористические акты, направленные на защиту национальных идей
сербов, хорватов, бошняков, болгар, словенцев, так или иначе
затрагивают интересы крупнейших мировых держав, прежде всего
Австро-Венгрии, Османской империи. 28 июня 1914 года, в день годовщины
Косовской битвы, член организации «Млада Босна» гимназист-серб
Гаврила Принцип в Сараево застрелил
наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его
супругу. 28 июля Австро-Венгрия объявила Сербии войну, в
которую в скором времени были втянуты все югославские народы и страны
Антанты (2), поддерживающие отношения с Сербией и Черногорией и
заинтересованные в сохранении своего влияния на Балканах.
Первая мировая война заставила югославские народы объединиться.
Экономический и военно-политический кризис в Австро-Венгрии
привел к распаду империи Габсбургов. На ее месте возникли
самостоятельные государства, в том числе и Королевство сербов, хорватов
и словенцев (1 декабря 1918), в которое составной частью вошла
территория Боснии и Герцеговины. Положение бошняков в новом государстве
югославов очень сильно отличалось от того положения, которое они
занимали в Османской империи и Австро-Венгрии. В межвоенный период
сербы переустраивают мечети в православные церкви, захватывают
боснийские территории, а самих югославов, исповедующих ислам, ставят в
такие условия, когда они вынуждены покидать родину и переселяться в
Турцию. Сами бошняки отнюдь не собираются покидать Боснию и
Герцеговину, несмотря на то что за право остаться на своей земле им
приходится платить немалый выкуп. Однако мусульманские политические
деятели поддерживают идею югославянства, выступая при этом за
федеральное устройство
Королевства СХС
(Королевства Югославии, 1929 – 1945) и предоставление Боснии и
Герцеговине автономии в его составе. В 1929 году после объявления
королевской диктатуры король Александр разделил Боснию и Герцеговину на
несколько бановин. В 1939 году часть Боснии и Герцеговины с хорватским
большинством были включены в состав автономной бановины Хорватия.
Во время Второй мировой войны Босния и Герцеговина входит в состав
Независимого государства Хорватии. При этом власти всячески
подчеркивали права Хорватии на территорию Боснии, а самих боснийцев
объявляли хорватами. В это время вновь разгорается межэтнический
конфликт между сербами, хорватами и бошняками, которые стремятся
доказать свою самостоятельность. Хорватские усташи преследуют сербов;
ханджар-дивизия, состоявшая из бошняков, участвует в гонениях против
сербов; сербские четники истребляют мусульман. Но в 1944 году многие
бывшие противники вновь объединяются в партизанских отрядах
национального сопротивления.
После войны Босния и Герцеговина получает статус республики в
югославской федерации. До 1966 года правительство Иосипа Броз Тито,
руководящие посты в котором занимают в основном сербы, продолжает
преследовать боснийских и хорватских националистов, а также все
религиозные общины. В последующие годы правительство И.Б.Тито
поддерживало боснийских мусульман, признавая их сложившимся этносом
(что было закреплено в конституции СФРЮ 1974 года) и используя при
этом, чтобы сдерживать амбиции сербов и хорватов. После смерти И.Б.Тито
в 1980 году сербы вновь заявили о своих притязаниях на Боснию.
Республика Босния и Герцеговина объявлялась искусственно созданной, а
этносу бошняков снова было отказано в самостоятельности.
В 1988 году Скупщина СФРЮ приняла поправки и дополнения к Конституции
1974 года. Были расширены права и обязанности союзных органов при
сохранении основных принципов организации федерации, но эти изменения
не смогли предотвратить распад Югославии и формирование на ее основе
независимых государств.
К началу 90-х годов этнополитическая ситуация в Югославии накаляется. В
ноябре 1990 года в стране начинает действовать многопартийная система,
которая обнаруживает еще большее количество противоречий и усиливает
противостояние югославских народов. Первые выборы на многопартийной
основе в Боснии и Герцеговине (3) прошли 18 ноября 1990 года, после
чего был сформирован парламент, в котором преобладали национальные
партии, что способствовало обострению межэтнических конфликтов в Боснии
и Герцеговине и ускорило ее выход из состава СФРЮ.
15 октября 1991 года Скупщина Боснии и Герцеговины приняла Меморандум о
суверенной Боснии и Герцеговине, в ответ на это спустя десять дней была
сформирована Скупщина сербского народа в Боснии и Герцеговине. В марте
1992 года Босния и Герцеговина провозгласила независимость, а в апреле
этого же года она была признана самостоятельным государством
большинством мировых держав. Однако Сербия начала гражданскую войну
против Боснии и Герцеговины, вскоре в войну вступают и хорватские
войска.
Попытки урегулирования югославского кризиса в Боснии и Герцеговине на
протяжении 1991 – 1994 годов предпринимали СБСЕ (4), ЕС, ООН,
Международная конференция по бывшей Югославии, НАТО, другие
международные организации. В частности, предлагалось создать
конфедерацию, разделенную на кантоны по национальному признаку; создать
«унию трех республик»; создать два государства (мусульманско-хорватское
и сербское) в рамках единой Боснии и Герцеговины; сформировать
децентрализованное государство с передачей основных функций управления
провинциям. Ни одно из предложенных решений не удовлетворяло всех
конфликтующих сторон. В феврале 1994 года по инициативе контактной
группы, возглавившей переговорный процесс между конфликтующими
сторонами, была образована Федерация Босния и Герцеговина, объединившая
в своем составе территории, контролируемые боснийцами (мусульманами) и
хорватами. В соответствии с планом США Федерация Босния и Герцеговина
(президент К. Зубак) должна была вести переговоры с Республикой
Сербская (президент Союзной Республики Югославия и Республики Сербской
– С.Милошевич). Переговоры неоднократно срывались, прерывались
возобновлением военных действий, стороны не могли прийти к соглашению.
В августе – сентябре 1995 года военные самолеты НАТО бомбардировали
военные позиции сербов. В результате правительство Боснии и Герцеговины
согласилось признать автономию сербской общины, Сербия и Хорватия в
свою очередь признали законность существования Федерации Босния и
Герцеговина. Дейтонские (по месту проведения переговоров) соглашения
были подписаны в декабре 1995 года, но политическая и экономическая
ситуация в югославских государствах еще долгое время была нестабильной.
В целях сдерживания военных действий вплоть до 2004 года на территории
ФБиГ сохраняется международное военное присутствие (миротворческий
контингент составил 17,5 тысяч человек). После завершения военных
действий экономика страны подорвана, что сопровождается высоким уровнем
безработицы и нежеланием беженцев возвращаться на родину. Центральная
власть Боснии и Герцеговины почти не обладает реальной силой, а
единство Федерации Босния и Герцеговина и Республики Сербия
обеспечивается только ООН и НАТО.
Краткий очерк культуры
Босния и Герцеговина уже с самого начала своего существования являлась
местом соприкосновения многих культур. До войны 1992-1995 годов на ее
территории сохранялось много архитектурных памятников как
византийского, так и османского периода, многие из которых,
сожалению, были разрушены или повреждены. Так, в одном из древнейших
боснийских городов Баня-Лука сохранились римский форт и остатки римских
бань.
На территории Боснии и Герцеговины обнаруживают более 66 тысяч
монолитных каменных плит – stechaks. Вероятно, они представляют собою
надгробия, самые ранние из которых датируются XIII веком. Несмотря на
то, что это памятники, явно, христианской поры, плиты украшены
растительным, геометрическим и звериным орнаментом, на многих из них
присутствуют языческие свастики. На более поздних плитах обнаруживается
восточный орнамент и эпитафии, написанные хорватской кириллицей.
Наибольшее количество памятников было сосредоточено в Сараево – столице
Боснии (древнее название города – Босновар, или, по-сербски, Врхбосна).
Город был основан в 1263 году и за время своего существования впитал
множество разнообразных архитектурных стилей. Здесь и католический
собор, объединяющий романский и готический стили, и православная
церковь святых Михаила и Гавриила (XV век), и православная соборная
церковь святой Богородицы (1863 – 1868), построенная в барочном стиле.
Северную стену церкви украшает икона Богородицы, написанная
известным балканским иконописцем
Пая
Иовановичем. В период османского владычества в Сараево было
выстроено огромное количество мечетей. Наиболее известными и красивыми
среди них являются
Бегова джамия
– крупнейшая на Балканах мечеть, построенная во время наместничества
Рази Хусреф-бега (XV век), и небольшая, но самая гармоничная мечеть в
городе – Али-Пашиная джамия, построенная во время наместничества
Али-Паши (вторая половина XVI века). Значительно отличается по
архитектуре от мусульманских сооружений синагога (1566 год), где
сейчас размещается Еврейский музей.
В
1566 году в городе Мостар, ставшем впоследствии столицей Герцеговины,
архитектором Мимаром Хажрудином через речку Неретва был возведен
каменный
Стари мост (Старый мост),
соединивший две части города. В 1993 году арочная конструкция моста
была повреждена и всё сооружение рухнуло в реку. В 2004 году мост был
восстановлен. К сожалению, восстановлены сейчас далеко не все
разрушенные и поврежденные памятники архитектуры в Боснии и Герцеговине.
В период оккупации Боснии Австро-Венгрией развитие архитектуры получает
иное направление. В конце XIX века в Сараево было построено здание
городской ратуши – Вечница, которое соединило в себе лучшие
достижения европейского и боснийского зодчества. Здание ратуши, сильно
пострадавшее в ходе военных действий 1992-1995 годов, пока не
восстановлено.
Примечания
1. Богомилы – еретическое
учение (по имени священника Богомила), возникшее в Х веке в Болгарии.
Сто-ронники этого учения отрицательно относились к богатству и земным
благам, бедность рассматривали как высшую добродетель, а некоторые из
них отрицали частную собственность. Богомилы отвергали церковную
обрядность, таинства, Ветхий завет, культ Богородицы, мощи, иконы,
крест, считая его сатанинским оруди-ем, с помощью которого по наущению
сатаны был убит Спаситель человечества, а церкви и монастыри считали
вотчинами дьявола, порицали безнравственное поведение духовенства и
монашества. Церковные и светские власти Византийской империи
преследовали богомилов: их отлучали от церкви, предавали анафе-ме,
заточали в тюрьмы, ссылали, сжигали на кострах. Богомильство
просуществовало на Балканах вплоть до XIV века.
2. Антанта (от французского
Entente, буквально — согласие, иначе - Entente cordiale – «сердечное
согласие») - «Тройственное согласие», союз Великобритании, Франции и
России, направленный против Германии и её союзников; оформлен рядом
соглашений в 1904—1907 гг., объединил в ходе первой мировой войны свыше
двадцати государств (среди них США, Япония, Италия). После октября 1917
г. и принятия Декрета о мире Россия фактически вышла из Антанты, что
было подтверждено заключением сепаратного Брестского мира 1918 г.
3. Первым президентом Боснии и Герцеговины стал Алия Изетбегович. В
1996 году он был переизбран на новый срок и стал одним из трех
президентов, коллективно управляющих страной. Пост президента занимал
до июня 2000 года.
4. СБСЕ - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (до 1995
года, позже – ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в
Европе).
Литература
Романенко С. Бошняци // Родина. 2001. № 1.
Хойбергер В. Вена и Сараево: австро-венгерская политика по отношению к
боснийским мусульманам//Австро-Венгрия: опыт многонационального
государства. М., 1995.
История Югославии, т. 1–2. М., 1963.
Социалистическая Федеративная Республика Югославия. М., 1985.
Вяземская Е.К., Данченко С.И. Россия и Балканы, конец XVIII в. – 1918
г. (советская послевоенная историография). М., 1990.
Грачев В.П. Балканские владения Османской империи на рубеже XVII–XIX
вв.: внутреннее положение, предпосылки национальных освобождений. М.,
1990.
Балканы в конце XIX – начале ХХ века. Очерки становления национальных
государств и политической структуры в Юго-Восточной Европе. М., 1991.
Гиренко Ю.С. Сталин – Тито. М., 1991.
Раннефеодальные государства и народности. (Южные и западные славяне,
VI–XII вв.). М., 1991.
Национальное возрождение балканских народов в первой половине XIX века
и Россия. Ч. 1–2. М., 1992.
Современная история Югославии в документах. Т. 1–2. М., 1992–1993.
Хитрова Н.И. Россия и Черногория. Русско-черногорские отношения и
общественно-политическое развитие Черногории в 1878–1908 гг. Вып. 1–2.
М., 1993
Шемякин А.Л. Радикальное движение в Сербии: зарождение, становление,
первые шаги. М., 1993.
Балканы между прошлым и будущим. М., 1995.
К истории югославизма и его неудачи. М., 1997.
Гуськова Е. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. М.,
1998.
Гуськова Е. Урегулирование на Балканах: от Бриони до Дейтона (мирные
планы 1991–1995 гг.). М., 1998.
Международные организации и кризис на Балканах. Документы. Т. 1–3. М.,
2000.
Страны Центрально-Восточной Европы и европейской части постсоветского
пространства в 1999 году. М., 2000.
История югославского кризиса (1990–2000). М., 2001.