title

___  ___

Гостевая книга   |   E-mail  |  ICQ: 277308515  |  Навигация

 



Главная
Разделы сайта
Славяне. Кто они?
Истоки
Культура славян
Славянские государства

Первые государственные образования:
- Держава Само;
- Карантания (Хорутания);
- Первое Болгарское царство;
- Великая Моравия;
- Паннония;
- Киевская Русь.

Современные государства славян:

Россия

Украина

Беларусь

Польша

Чехия

Словакия

Болгария

Словения

Хорватия

Македония

Босния и Герцеговина

Сербия

Черногория (Монтенегро)

Полабские славяне, не имеющие своей государственности

Славянские языки
Письменность
Справочные материалы
Говорим и пишем по-русски
Библиотека

БОЛГАРИЯ

(Республика Болгария)

Болгария
Болгария (Республика Болгария) занимает территорию в 110 994 квадратных километра. Она расположена на Балканском полуострове. На севере Болгария граничит с Румынией, на западе – с Сербией (до февраля 2003 года – Югославия) и Македонией, на юге – с Грецией и Турцией. Север страны омывается Черным морем.

Численность населения – около 9 миллионов человек. Кроме болгар, в стране проживают турки (8,5 %), цыгане (2,6 %), македонцы (2,5 %). В Родопских горах (к югу от Пловдива) живет 250 тысяч помаков – славян, принявших мусульманство, когда Болгария была частью Оттоманской империи.

Государственный язык  - болгарский.

В настоящее время Болгария является республикой, возглавляет которую президент.

Столица – София.

Краткий очерк истории

Древнейшее население Балканского полуострова – фракийцы. С VII века до нашей эры здесь создают свои колонии греки, а к I веку нашей эры территория современной Болгарии завоевана Римом. Здесь они образовали провинции Мезию и Фракию. В 395 году они вошли в состав Восточной Римской империи – Византии. В V-VII веках нашей эры, движимые великим переселением народов, на территории Балканского полуострова оседают славяне, пришедшие с северо-востока Европы. Во второй половине VII века (679-681 годы) сюда же из Бесарабии приходят булгары (Наиболее активные племена – кутригуры и утигуры), или протоболгары – народ тюркского происхождения. Древнейшие сведения о булгарах восходят в V веку нашей эры. В это время они населяют степи Юго-Восточной Европы, в частности северное побережье Черного моря и Крым. Уже в VI веке они вторгаются во Фракию и угрожают Византийской империи. В VII  веке, когда хазары оттеснили булгар на территорию современных Бесарабии и Добруджи, набеги на Византию стали частыми.

В 679 году булгары под предводительством хана Аспаруха пересекли Дунай, подчинили своей власти многочисленные, но разрозненные племена славян и на отвоеванных у Византии землях совместно со славянами основали так называемое Первое Болгарское царство. Парадоксом в истории Болгарии является то, что завоеватели не насаждают завоеванным народам свои язык и культуру, а воспринимают их. Формирование новой этнической общности, которая получила название наиболее авторитетного племени, окончательно завершилось к Х веку. Став южнославянской этнической группой, болгары унаследовали от славян сельскую общину, а от тюрков - военную  организацию. В болгарском обществе господствует военная знать.

В 865 году царь Борис Михаил (852-889), чтобы повысить международный престиж Болгарского царства, принял христианство. Распространению и укреплению новой религии в стране способствовало прибытие сюда учеников Кирилла и Мефодия – Наума и Климента. Они перевели основные части Библии и византийские религиозные труды на староболгарский язык и тем самым заложили основы славянского литературного языка. Клименту, по всей вероятности, принадлежит авторство славянской кириллической азбуки. Наибольшего расцвета Первое Болгарское царство достигает во время правления второго сына Бориса – Симеона (8930927). После его смерти государство стало распадаться и попало  под влияние Византии (1018-1187).

В конце XII века в упадок приходит и сама Византия. Воспользовавшись этим, болгары под предводительством братьев Петра I и Асеня I восстали против греков и образовали Второе Болгарское царство (1187-1396) со столицей в г. Тырново. Своего расцвета Второе Болгарское царство достигает во время правления Ивана Асеня II (1218-1241). В стране развиваются торговля, ремесла, архитектура, литература. Болгары значительно расширяют границы своего государства, присоединяя к нему земли Македонии, Фракии и большую часть Албании. После смерти Ивана Асеня Второе Болгарское царство приходит в упадок. Страна вступает в период феодальной раздробленности и междоусобных войн за право владения троном. Начавшиеся в 40-е годы набеги татар к концу века становятся постоянными, к ним добавляются и нападения венгров и сербов. Последние отвоевали у болгар Македонию. В 30-х годах XIV века, во время правления Ивана Александра (1331-1371), поддерживающего тесные связи с Сербией, в Болгарию неоднократно вторгаются турецкие войска. Иван Александр разделил Болгарию  между сыновьями. Видинским царством (северо-западная Болгария) стал управлять Иван Срацимир, Тырновским (центральная Болгария) – Иван Шишман. Разделение еще в большей степени ослабило страну.

В 1393 году войска Османской империи захватили Тырновское царство, а в 1396 году – Видинское царство. Правители были казнены. Второе Болгарское царство перестало существовать. Началось пятивековое правление Османской империи.

Турки разделили Болгарию на три провинции (санджака): Видинскую, Никопольскую и Силистрийскую. Турецкие колонисты занимают наиболее плодородные земли, а болгар вытесняют в горы. Местное население облагается огромными налогами, уничтожается болгарская знать. Несмотря на то, что в Болгарии нет крепостного права, жизнь порабощенных славян-христиан полна тягот. Турки не очень активно насаждали ислам, хотя принятие мусульманства открывало перед любым славянином многие возможности. Болгары, однако, не торопились отказываться от христианства. Повсеместно сохранялись православные монастыри, сохраняется самостоятельность Болгарской церкви. Однако с XV века Болгарская церковь полностью подчиняется греческой. Бачковский, Рильский, Троянский и другие монастыри превращаются в центры просвещения, происходит эллинизация культуры. Богослужение в основном ведется на греческом языке, но монахи Афонского монастыря ведут богослужение на болгарском языке. Как и в других, завоеванных Османской империей странах, славяне, принявшие ислам, получают возможность занимать различные государственные должности. Однако болгар, принявших ислам, сравнительно немного.
 
В XVIII веке Турция ведет неудачные для себя войны с Россией и Австрией. В связи с этим в стране растет инфляция, непомерно повышаются налоги, а следовательно, растет и недовольство местного населения. В начале XIX века османское влияние ослабевает, начинается возрождение нацио-нальной болгарской культуры, открываются школы, печатаются книги на болгарском языке.

Национально-освободительное движение начинается с борьбы за славянское богослужение и независимость болгарской церкви от константино-польского патриарха. Во второй половине XIX  века Турция вынуждена признать автономность болгарской церкви (1870).

Время от времени в Болгарии вспыхивают вооруженные восстания (движение гайдуков, восстание в Копривштице – апрель 1876 года). Восстания беспощадно подавляются. Так, после апрельского восстания 1876 года было казнено 15 тысяч болгар и разрушено 58 деревень.

В апреле 1877 года Сербия объявила войну Турции. На стороне Сербии выступили также Россия и Румыния. В результате этой войны турецкая армия была разбита. По Сан-Стефанскому мирному договору, Турция  отдала Болгарии 60 % Балканского полуострова. 19 февраля 1878 года было провозглашено Болгарское княжество в самых широких границах. Кроме нынешней Болгарии, в княжество входили Македония и Фракия. Позднее, на Берлинском конгрессе (13 июля 1878 года) был принят Берлинский трактат, согласно которому Северная Болгария объявлялась автономным государством, а Южная Болгария (Восточная Румелия), в том числе и Македония, оставалась под властью турецкого султана, получив административную автономию.

22 февраля 1879 года в Северной Болгарии было созвано Учредительное собрание, принявшее либеральную конституцию.

В 1885 году Болгария и Восточная Румелия объединились. Спустя 2 месяца Сербия объявила войну Болгарии. 3 марта 1886 года при вмешательстве России и Австро-Венгрии между воюющими государствами был заключен Бухарестский мирный договор. Дальнейшая политика Болгарии во многом определялась давлением России.

В 1912 году Болгария, Сербия, а позднее и Греция создали Балканский союз, основной целью которого был передел территорий, принадлежащих Турции. Однако в самом Балканском союзе не было единства, и вплоть до сентября 1918 года, когда Болгария была вынуждена подписать перемирие с Антантой,  страна была втянута в военные действия. К этому времени в значительной степени выросло недоверие к правительству и буржуазным партиям, стоящим у власти с 1878 года. 3 октября 1918 года царь Фердинанд  отрекся от престола. В 1920 году в стране были проведены выборы, в результате которых к власти  пришел демократ Александр Стамболийский, ратовавший за прекращение военных действий. В результате земельной реформы земля была распределена между обрабатывавшими ее крестьянами, что вызвало сопротивление со стороны крупных землевладельцев. Внутренне нестабильное положение в стране осложняется большим количеством беженцев из Македонии, ростом преступности. В 1923 году в результате заговора А. Стамболийский был убит, осенью этого же года было подавлено крестьянское восстание под предводительством коммунистов. В стране наступил террор. Нестабильная ситуация сохраняется до коронации Бориса III (1935), который ведет политику сближения с Югославией (в 1937 году подписан договор «о вечной дружбе»), Италией (в 1930 году он женился на дочери итальянского короля) и Германией. Царь Борис III устанавливает авторитарный политический режим. Все политические партии находятся под запретом.

Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Болгария формально заявила о нейтралитете, но продолжала укреплять связи с Италией и Германией. В сентябре 1940 года, по требованию А.Гитлера и при поддержке СССР и Великобритании, Румыния вернула Болгарии земли Южной Добруджи. 1 марта 1941 года Борис III официально объявил о поддержке правительств Гитлера и Муссолини и ввел свои войска на территорию Югославии. Опасаясь роста прорусских настроений, Борис III уклонился от участия в войне Германии против СССР, но в декабре 1941 года объявил войну Великобритании и США. Прогерманской политики придерживается и Регентский совет, созданный при шестилетнем Симеоне (1943) после скоропостижной и загадочной смерти Бориса. Однако с 1942 года в Болгарии активизируются антифашистские и антиправительственные группировки, которые объединяются в Отечественный фронт для организации выхода Болгарии из войны.

В августе 1944 года Болгария неожиданно объявила нейтралитет и разоружила находившиеся на ее территории немецкие войска. После этого Болгария, по настоянию СССР, объявляет войну Германии. Советские войска на территории Болгарии не встречают сопротивления.

После референдума 1946 года Болгария был объявлена республикой, премьер-министром страны становится Георгий Димитров. Политика Болгарии до конца 80-х годов ХХ века определяется правительством СССР.

В начале 70-х – середине 80-х годов в Болгарии развернулась кампания против прав некоторых национальных меньшинств: помаков, турок и цыган. Помаков и турок заставляли менять имена и фамилии на болгарские, закрывали мечети и турецкие школы. После падения коммунистического режима (1991) отношение к нацменьшинствам смягчается. В стране принята новая конституция. В январе 1992 года в первых прямых президентских выборах победил Желю Желев. Во время его правления страна находится в экономическом кризисе, что повлекло за собой и политический кризис. На президентских выборах 1996 года победил Петр Стоянов, правительство которого сделало крупные шаги в экономическом преобразовании.

Краткий очерк культуры


Церковь святого Георгия. София. IV в.Славяне и булгары пришли на территорию Балканского полуострова, когда на нем уже существовала высокоразвитая культура фракийцев, а также процветают греческие и римские колонии. На побережье Черного моря возникают небольшие портовые города: Несебр (Месамбрия), Созополь (Аполлония) и Варна (Одесос). Они обнесены мощными стенами с башнями. От эпохи владычества греков сохранилось очень мало оборонительных сооружений, в Болгарии еще можно увидеть остатки древних мостов, канализационных сооружений, общественных зданий (театров, стадионов).
 
                                 Церковь святого Георгия. София. IV в.   
После включения Болгарии в состав Византийской империи здесь начинается активное строительство храмов. Наиболее распространенным типом храмового сооружения является трехнефная базилика. Этот тип постройки сохраняется и в архитектуре Первого Болгарского царства. Многие византийские храмы, как, например, церковь святого Георгия в Софии, позднее были переделаны болгарами.

В Первом Болгарском царстве (680-1018) складывается собственно болгарское искусство, которое основывалось на традициях славян и булгар, а также впитало античные традиции. Государство, созданное булгарами и славянами, было военной державой, поэтому понятной является направленность первых собственно болгарских сооружений – сложенные из массивных каменных блоков крепостные стены, защитные валы. Такой же массивностью и тяжеловесностью отличаются дворцы болгарских правителей, построенные в Плиске и Преславе (IX – X века). Их интерьеры украшены керамической глазурованной плиткой, карнизами с геометрическим орнаментом, скульптурой из меди и камня. К украшениям, неизвестным византийцам, относятся скульптурные головки животных. Наряду с трехнефными базиликами (Большая базилика в Плиске) в Первом Болгарском царстве, и прежде всего в монастырях, возводились маленькие однонефные церкви (Круглая церковь в Преславе).

Мадарский всадник. 9 в.Из скульптурных творений эпохи становления болгарской культуры привлекает внимание сохранившийся до наших дней барельеф всадника, высеченный на отвесной скале близ села Мадара в северо-восточной Болгарии (Мадарский всадник, IX век). На барельефе (2,6 м х 3,1 м), расположенном на высоте 23 метров, изображен всадник с собакой, поражающий копьем льва. По сторонам рельефа и под ним открыты греческие надписи VIII — начала IX веков, дополняющие сведения византийских авторов об истории болгар этого времени. О создании этого памятника существует предание, связывающее его с вождем одного из ассирийских племен, который совершал на этом месте древний языческий обряд и погиб, пораженный молнией. Когда Ассирийский вождь погиб, местные жители (эту местность населяли тракийские племена, поклоняющиеся Духу Огня, Молнии) вырезали всадника на скале как предупреждение для будущих завоевателей. Всадник стал защитником местного народа. Фигуры льва и собаки были сделаны позже, после появления праболгар во главе с ханом Аспарухом. Они восприняли фигуру Мадарского всадника как образ Аспаруха, изображающий его победу. Тогда были сделаны лев и собака, символизирующие силу булгар и их дружбу с находящимися здесь племенами.

После падения Первого Болгарского царства (1018) в искусстве наступает период затишья. Византийский период принес повышенный интерес к строительству замков и укреплений (крепость Баба Вида в Видине, Асенова крепость неподалеку от Асеновграда).

В эпоху Второго Болгарского царства (1187-1396) процветает церковная архитектура. В начале XII века предпочтение строителей отдается монументальным базиликам, но уже к концу столетия их сменяют однонефные церкви. Главным художественным центром Второго Болгарского царства становится Тырново (современный Велико-Тырново). За короткий период времени в городе возводится более двадцати церквей, в том числе царская домашняя и патриаршая церкви. Примером тырновских храмовых построек являются церкви святого Димитрия и Вознесения Господня. В них находят отражение византийские традиции, которые дополняются своеобразным, собственно болгарским решением. Стены четырехстолпных однонефных крестово-купольных храмов сложены из камня и кирпича, расчленены ступенчатыми арочными нишами, глухими аркадами, украшены зубчатыми карнизами, керамическими плитками с многоцветным геометрическим орнаментом. Из других храмовых построек Тырново привлекает внимание церковь святых Петра и Павла (XIV век), поставленный на свободно стоящих опорах. Его купол несут четыре колонны, остальные отделяют предапсидное пространство. Эти и другие типы храмов обнаруживаются на всей территории Второго Болгарского царства XIII – XIV века – это период расцвета болгарской средневековой живописи. Как и в предыдущий период, создаются книжные миниатюры и фрески, в основе которых лежат христианские образы, но приемы, цветовая гамма и сами краски, используемые средневековыми болгарскими художниками, в значительной степени отличаются и практически избавлены от византийского влияния. Очень показательны для этого периода фрески церкви Бояна (1259 год) в Софии. Образы, созданные живописцем, исполнены непосредственности, живости. Искусно подобрана цветовая гамма темперы, мягко сочетающая желтый, бежевый, коричневый, оранжевый тона. В подобном направлении выполнены фрески и в других храмах Болгарии, расписанных в этот период: часовня Преображения Господня в Хреловой башне Рильского монастыря (1335-1342 годы), Марков монастырь (1370 год) и др. В книжных миниатюрах находят отражение сцены болгарской истории, портреты исто-рических лиц, детали, изображающие современный живописцам быт.

Завоевание Болгарии Османской империей (конец XIV века) положило конец расцвета средневекового болгарского искусства. Уже в начале своего правления турки наложили запрет на строительство и восстановление христианских храмов. Многие памятники болгарской культуры безжалостно уничтожаются. Болгарская живопись продолжает развиваться только в Афонском монастыре. В XV – XVI веках турки на территории Болгарии возводят мечети, бани и мосты (мечеть Буюк-джамия в Софии, 1474 год; Кадин мост близ Кюстендила, 1470 год).

Во второй половине XVIII века наступает новый подъем искусства, связанный с началом возрождения Болгарии. Если в восточнославянских и западнославянских государствах возрождение связывалось с отходом от сакрализации искусства, то в Болгарии наряду со светским направлением процветает и церковное. Объясняется это направленностью Болгарского возрождения, которое было обусловлено восстановлением независимости церкви от Константинополя. Церкви, построенные в это время, отличаются декоративной красочностью, украшенными галереями, мягкими волнистыми очертаниями карнизов. Очень часто используется двухцветная каменная кладка. В XVIII веке складываются национальные типы двухэтажных жилых домов с каменным цокольным этажом. Дома украшаются балконами, множеством галерей, росписями на фасадах и резными деревянными потолками. Среди болгарских архитекторов этого времени наиболее известными и искусными являются Алексии Рилец (три корпуса Рильского монастыря), Н. Фичев (мост через реку Янтра у города Бяла, постоялые дворы, церкви), П. Йованович (церковь Богородицы в Рильском монастыре).
Захарий Зограф из Самокова. Автопортрет 
В живописи появляется стремление освободиться от религиозных канонов. Так, Захарий Зограф из Самокова в своих фресках изображает сцены из реальной жизни своих современников. Наиболее известной его работой является роспись стен церкви Успения Богородицы в Троянском монастыре (1847 год). Наряду с фресками «Христос Вседержитель», «Девять ангельских чинов», изображениями пророков, евангелистов, сцен праздников, чудес Христовых, святых-мучеников и воинов, мастер поместил на центральное место – напротив алтаря – образы святых Кирилла и Мефодия, святого Михаила Болгарина (Михаил-воин из Патука), софийских новомучеников святого Георгия Новософийского и святого Николы Софийского. В нишах окон художник нарисовал несколько групповых ктиторских портретов: Петра Балюва и Спаса Маринова с супругами; паломников Василия, Димитрия и Бачо с матерью их Феодорой; Христо Петкова и Ангела Стойкова с супругами; изображение всей монастырской братии (в алтаре) и автопортрет вместе с портретом игумена Филотея – в окне северной стены. Это галерея образов инициаторов строительства и росписи храма. Захарий Зограф стал в Болгарии основоположником жанра светского портрета.

В 60-70-х годах XIX века в Болгарии складывается реалистическая живопись, появляется патриотическая революционная графика.

После освобождения от турецкой зависимости и образования самостоятельного Болгарского княжества (1878 год) искусство переживает новый подъем. Архитектура Болгарии не знала готического, барочного, ренессансного и классицистического стилей, так как находилась под влиянием не европейской, а восточной линии развития. Однако в конце XIX – начале ХХ века в архитектуре развивается эклектическое направление, соединяющее элементы разных направлений и стилей. В первом десятилетии ХХ века художники ищут и вырабатывают национальный архитектурный стиль (Синодальная палата в Софии, 1908 год, архитектор П. Момчилов). Позднее в архитектуре доминируют конструктивизм и функционализм, развивается промышленное строительство.

В живописи ХХ века получают распространение героические темы. Наряду с реалистическим направлением, развивается импрессионизм. Искусство ХХ века в Болгарии весьма разнообразно и колоритно.


Литература

Добрев П. История на българската държавност - София, 1995. 
Добрев П. Необяснимото и необичайното в ранната българска история - София, 1993.
История южных и западных славян. В 2-х т. / Под ред. Г.Ф.Матвеева и З.С. Ненашевой. М., 2001.
Йеросхимонах С. История во кратце о болгарском народе словенском - Габрово, 2000.
Калиганов И.И. Культура средневековой Болгарии / История культур славянских народов. Т. 1: Древность и средневековье. М., 2003. С.98-157.
Клайнер Б. История на България - София, 1977.
Попов С. Авитохол и Ирник - начало на българската държавност - Варна, 1999.
Попов С. Българската идея и демосферата - Варна, 2001.
Сидеров М. Блъгарианството - Религия на Седемте - София, 1997.
Съсълов Д. Пътят на България - София, 2000.
Хилендарски П. Славянобългарска история - София, 1972.


Главная
http://slawianie.narod.ru © Сайт "Славяне"
Страница создана 05.02.2007 г.



Распространение листовок, брошюр: распространение печатной продукции. Рекламные услуги.
Hosted by uCoz