|
Письменность славян
Мы изучаем историю славянства и
рано или поздно неизбежно приходим к вопросу: неужели до Константина и
Мефодия славяне не имели своей письменности? Неужели народы, имевшие к
IX веку мощные государственные образования, богатейшие культурные
традиции, развитую теистическую систему, никак не
фиксировали своих достижений? Неужели славяне не вели торговли с
окружающими их народами, не заключали с ними мирных соглашений, не
брали себе в жены их женщин, не отдавали замуж своих? Неужели мир
славян до IX века был совершенно замкнут и никак не ориентирован ни на
прошлое, ни на будущее?
Безусловно, этого быть не может.
Иначе чем объяснить такой быстрый культурный расвет славян в
христианскую эпоху? Чем объяснить такое быстрое и широкое
распространение письменности. Ведь бересятные грамотки очень ярко
свидетельствуют о том, что не только в княжеском окружении владели
культурой письма. Письму, чтению, счету обучался с детства и торговый
люд, и ремесленный.
Вот и поговорим мы на этих страницах о том,
- каким было изначальное письмо славян, и
- что дала им миссионерская деятельность Константина и Мефодия;
- для чего вообще нужна была их миссия славянам;
- как развивалось славянское письмо в христианский период.
24 мая мы традиционно отмечаем
день славянской письменности и культуры. В России этот праздник
официально отмечается с 1991 года, а приурочен он к дате, когда, по
данным летописей, христианская
миссия, возглавляемая солунскими братьями Константином и Мефодием,
прибыла в Великую Моравию.
Моравский князь Ростислав ждал прибытия епископа, на которого возлагал
большие надежды, связанные с получением независимости славянской церкви
от Рима и Византии, поэтому миссия была встречена очень торжественно.
Однако Константин был простым священником, Мефодий - монахом, которые
могли учить людей слову Божьему, но не могли рукополагать своих
учеников в священники и дьяконы: византийский патриарх Фотий не спешил
терять политическое и религиозное влияние у славян.
И все-таки, если христианская миссия Константина и Мефодия, на первый
взгляд, оказалась неудачной (славянское богослужение всячески
преследовалось немецкими епископами, считавшими Великую Моравию своей
сферой влияния, и в конечном счете было запрещено; славяне не получили
ни в IX, ни в Х веке самостоятельной христианской церкви - это
произошло даже не в Великой Моравии, а в Московской Руси, после падения
Византии), то
отдалённый результат оказался всё-таки положительным. Константин и
Мефодий упорядочили славянское письмо, полностью приспособив его для
записи славянской речи, и проделали огромную работу по созданию
книжно-письменного славянского языка, получившего в дальнейшем название
старославянского. Для того, чтобы сделать переводы греческих
богослужебных текстов на славянский язык, недостаточно было механически
заменить слова одного языка словами другого. Константину и Мефодию
пришлось поработать над созданием упорядоченного литературного языка, в
значительной степени отличающегося от живой разговорной речи. Им
пришлось найти в славянских языках эквиваленты всем богословским
понятиям (Бог, храм, житие), а
если таковых не находилось, то ввести в славянский язык греческие
лексемы (ангел, евангелие, апостол).
В конечном счете создание Константина и Мефодия - книжно-письменный
язык - дало толчок к
развитию славянской книжности, славянских литературных языков.
Старославянский язык на долгие годы стал единым письменным языком
славян и оказал огромное влияние на книжную традицию разных славянских
народов.
|