Государственное образование - понятие весьма непостоянное. Государства
возникают и исчезают, процветают, становятся империями и существуют как
составные части других государственных образований. Государства
непостоянны и в своих территориальных границах.
Во времена раннего средневековья государства возникали и распадались по
мере надобности. А надобности могли быть разными. Это и защита свободы
своего народа, это и военный поход ради наживы, ради присоединения
новых богатых и урожайных земель, это и распространение своего влияния
на чужие территории (опять же - ради наживы, ради возможности собирать
дань, позднее - ради политического подчинения, ради приобретения
надежных союзников в ведении войн с другими государствами, ради
надёжного прикрытия границ своего госудраства).
Те племена, которые объединялись только для защиты своих территорий,
так и не создали своих государств (лужицкие сербы, поморские славяне,
большая часть альпийских славян). Те, которые объединялись ради наживы
и защиты, создавали временные государства, которые подолгу находились
под властью других, более могущественных. Те, которые стремились
распространить своё влияние на другие страны, превращались в империи
(Россия - Российская империя, СССР,- Речь Посполита) или, войдя в
другую империю, в какой-то момент начинали там доминировать (чехи в
составе Великой Римской империи).
Государство - это далеко не всегда один народ. Очень часто государство
- это множество этносов, среди которых один-два является доминирующими,
а остальные занимают второстепенное положение. Второстепенное положение
может быть подчиненным, угнетаемым, может быть оберегаемым и
культивируемым, на второстепенные этносы могут просто не обращать
внимания, принимая их существование на территории государства как некую
данность. Но этническая принадлежность стала ведущим признаком в
государственном образовании только в XIX - XX веках. В средние века в
государстве доминирует не этническое образование, а вероисповедание.
Это было довольно долгое время значимо и на территории Османской
империи, где возникли славянские народы, исповедующие ислам (бошняки,
помаки и др.). Приняв новую веру, они уравнивали себя в правах с
правящими тюркоязычным населением. Казалось бы, вопросы веры в наше
время должны отойти в прошлое, но и сейчас в землях южных славян время
от времени вспыхивают войны на религиозной почве. Конфессии, этносы,
языки - всё сплелось там в один "гордиев узел", который просто так, не
придя к согласию и взаимопониманию между сторонами, не распутать.
И всё-таки государство, государственность - это то, на что мы обращаем
внимание, говоря об этносе и его самостоятельности, его значимости в
истории.
Итак,
первые
государственные образования славян.