___ ___ |
|
|
Главная | |
|
ЧЕХИЯ(Чешская Республика)Чехия (Чешская Республика) располагается в Центральной Европе, на исторических землях Богемии, Моравии и части Силезии. Она занимает территорию в 78 864 квадратных километра. На западе и северо-западе Чехия граничит с Германией, в частности с теми территориями, на которых проживают лужицкие сербы, на северо-востоке и востоке – с Польшей, на юго-востоке – со Словакией, на юге – с Австрией. Выхода в море нет. Численность населения – около 10,34 миллионов человек, причем около 75 % жителей страны – горожане. Население Чехии достаточно однородно: 81 % составляют чехи, 13 % – моравы, считающие себя отдельным этносом, около 3 % – словаки. Государственным языком является чешский. В настоящее время Чехия является республикой. Государство возглавляет президент. Законодательный орган – парламент, состоящий из Сената и Палаты депутатов. Столица – Прага. Краткий очерк историиПервые славянские племена (лучане, седличане, лютомеричи, хорваты, зличане, чехи, дулебы, моравы, гбаны) пришли из Северного Закарпатья на территорию Богемии примерно в IV – V веках нашей эры. Очень скоро славянское население стало преобладать на вновь занятой территории. В VII веке чешско-моравские племена образуют свое первое государственное объединение, возглавил которое франкский купец Само (623-658). Это объединение оказалось необходимым для отражения нападения аваров. После смерти Само союз племен распался. В IX – начале X века в южной Моравии образовалось раннефеодальное государство западных славян – Великоморавская держава. Помимо Богемии и Моравии, в его состав входят Словакия, Верхняя Черемшина и Лаузитц. В это время среди моравов и чехов распространяется христианство по византийском обряду, который вскоре после смерти Мефодия сменяется римским. В 906 году Великую Моравию покорили кочевники-венгры (мадьяры). В Х веке на землях, которые некогда входили в государство Само и Великоморавскую державу, возникает Пражское, а затем Чешское княжество во главе с родом Пржемысловичей. Государственным и культурным центром становится город чехов – Прага. Имя этого племени с течением времени распространилось и на другие славянские племена, подвластные династии Пржемысловичей. В 1085 году чешский князь получил королевскую корону, а с 1198 года Чехия становится наследственным королевством.В середине XI века в Чехии наступает период феодальной раздробленности, продолжающийся до конца XII века. В этот время чешские земли подвергаются нападению немецких феодалов, а со второй половины XII века Чехия становится частью Священной Римской империи. Чешские короли, дворянство и в особенности духовенство покровительствуют немецкой колонизации, которая связывается с освоением новых земель, особенно пограничных. Немецкое и чешское население постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит к частичной ассимиляции народов. Пика своего развития Чехия достигает в XIV веке, во время правления Карла IV Люксембургского (1346 – 1378). Он в значительной степени укрепляет слабую в то время королевскую власть, возвращает утраченные земли. Карл IV становится королем Богемии, императором Германии и Священной Римской империи. «Землями Чешской короны» становятся Чехия, Моравия, Силезия, Верхняя и Нижняя Лужицы, маркграфство Бранденбургское, Люксембург. Прага провозглашена столицей империи. Здесь разворачивается активное строительство, создаются уникальные архитектурные сооружения. Вместе с тем время его правления – это время культурного процветания страны. В 1348 году он основывает Карлов университет – первый университет в Центральной Европе. С 60-х годов XIV века в экономике Чехии наступает застой, который усиливается после смерти Карла IV. Авторитет короля падает, обостряются социальные противоречия, среди всех слоев населения усиливается недовольство церковью. Всё это приводит к недовольству в обществе и возникновению в начале XV века так называемого гуситского движения, связанного с церковной Реформацией. В 1402 году Ян Гус выступает в Вифлеем-ской часовне против засилья духовенства. Он считает, что люди должны вернуться к жизни, нормы которой сформулированы в Библии; в обществе не должно быть несправедливости, эксплуатации; папа римский не может, прибегая к индульгенциям, прощать грехи. Движение Реформации в Чехии имело огромное количество последователей. Казнь Яна Гуса (1415) и Иеронима Пражского (1416) стимулировала революционные настроения в обществе. В Чехии начинается продолжительный период так называемых гуситских войн, возглавил которые сначала Ян Жижка из Троцнова, а после его смерти (1424) – Прокоп Голый. В 1458 году к власти в Чехии приходит «гуситский король» – Иржи из Подебрад, который правит страной до 1471 года. После его смерти на чешский престол избран сын польского короля Казимира Владислав II Ягеллон. С его приходом к власти гуситский период в Чехии был завершен, а в стране установлена сословная монархия – форма правления, характерная для Европы того времени. В 1526 году чешские земли переходят под власть немецко-австрийской династии Габсбургов, при которых была создана империя, определявшая политику Центральной Европы до 1918 года. Фердинанд I начал преследование в стране реформационных течений. Восстания протестантов жестоко подавлялись. При императоре Рудольфе II, перенесшем столицу Священной Римской империи в Прагу, ко двору приглашены известные европейские ученые и художники (Тихо Браге, Иоганн Кеплер). Однако в политическом отношении это время нельзя назвать спокойным. В Чехии возникают религиозные конфликты между католиками, занимающими важнейшие государственные должности, и протестантами, составляющими две трети населения страны. Обострение противоречий внутри страны, сословные разногласия приводят к началу в 1618 году Тридцатилетней войны (1618 – 1648). Битва у Белой Горы (1620 год) кладет конец восстанию богемских сословий. Свыше 30 000 протестантских семей покидают страну, и все их имущество достается католикам. Прага превращается в провинциальный город. Чехия утрачивает политическую независимость. Габсбурги устанавливают жесткий политический режим, при котором подавляется чешская национальная самобытность. Были ограничены права и свободы чешских сословий; в административном аппарате, городах, торговле возросло немецкое засилье. Во второй половине XVII века большинство населения Чехии и Моравии приняло католичество, некатолики вытеснялись за пределы государства. Начавшийся во второй половине XVI века приток немецкого населения после тридцатилетней войны усиливается. Среди городской знати доминирующее положение занимают не чехи, а немцы. В государственных учреждениях предпочтение отдается немецкому языку, а чешский сохраняется в быту. Пробуждение национального самосознания чехов началось как движение небольших, преимущественно дворянских групп населения. «Будители» (чеш. buditel, буквально – тот, кто пробуждает) ведут активную деятельность за возрождение чешского языка, литературы, науки, которые на протяжении XVII – XVIII века вследствие проводимой Габсбургами германизации населения находятся в упадке. Наиболее известными чешскими «будителями» были историки и филологи Г. Добнер, Ф. М. Пельцль, Й. Добровский, Й. Юнгман, Ф. Палацкий, П. И. Шафарик, В. Ганка, В. Гаха, издатель В. М. Крамериус, писатели, поэты и драматурги А. Я. Пухмайер, И. К. Тыл, А. Махек, Я. С. Пресль, биолог Я. Э. Пуркине и многие другие. Они поддерживают интерес чехов к изучению истории и литературы своего народа. При их активном участии создаются Чешское королевское общество наук (основано 1784), Чешский национальный музей (основан 1818), Матица чешская (основана 1831). С середины XIX столетия движение «будителей» становится политическим. Впервые политические требования выдвигаются во время революции 1848–1849 годов. Выдвигаются требования об установлении конституции, отмене барщины, установлении автономии и др. Однако чехи не смогли добиться самоуправления – в отличие от венгров, которым удалось превратить Габсбургскую монархию в двуединую Австро-Венгерскую монархию (1867). Венгерская оппозиция препятствовала созданию триединой империи, в которой Чехия выступала бы на равных правах с Австрией и Венгрией. В начале ХХ века в Европе назрел экономический и политический кризис. Первая мировая война показала, что время монархии прошло, империи начинают разрушаться. Чехи и словаки стремятся изменить своё существование. Одни из них ещё видят своё будущее в качестве автономии внутри Австро-Венгрии, другие стремятся создать своё независимое государство. Ход военных действий и капитуляция Австро-Венгрии приводят к созданию в 1918 году нового государства, объединяющего чехов и словаков – Чехословацкой республики (ЧСР). Возглавил ее Томаш Гарриг Масарик (1850-1937). Новое государство носило унитарный характер, в которое, кроме Чехии, Словакии, Моравии, входили также земли Подкарпатской Руси (Закарпатская Украина), населенные русинами; Тешинская Силезия, населенная поляками. Окончательно границы Чехословакии были установлены в соответствии с Версальским (1919), Сен-Жерменским (1919) и Трианонским (1920) мирными договорами стран Антанты с Германией, Австрией и Венгрией. В этих границах на территории Чехословакии оказалось большое число национальных меньшинств, в первую очередь немцев и венгров, враждебное отношение которых к Чехословакии сыграло важную роль в жизни нового государства. Экономическая и политическая жизнь нового государства была непростой, полной внутренних противоречий. И во время правления Т. Масарика, и во время правления Э. Бенеша Чехословакия оставалась демократической республикой. С мая 1938 года Германия начинает кампанию по дестабилизации ЧСР. В сентябре 1938 года (по документам Мюнхенской конференции) ЧСР лишается приграничных территорий, отошедших к Германии. Потерпела крах и демократическая система правления в стране. В марте 1939 года словацкий сейм объявляет независимость Словакии, венгерская армия вторгается в Подкарпатскую Русь, а немецкая армия начинает оккупацию чешских земель. На оккупированной немцами территории создается «Протекторат Богемия и Моравия» – так называемая вторая республика. Во время второй мировой войны на территории Чехии действует подпольные группы движении Сопротивления, в которые входят представители различных домюнхенских партий. Вплоть до декабря 1945 года всю страну, за исключением небольшой территории, освобожденной войсками США, занимали войска СССР. Это обусловило то, что в правительстве третьей республики большинство мест оказалось у коммунистической партии. В 1946 году президентом Чехословакии избран Э. Бенеш. Границы довоенной Чехословакии были восстановлены и даже немного расширены за счет Венгрии. Закарпатская Украина отошла к СССР. Проблема национальных меньшинств была решена путем выселения из страны судетских немцев и обмена населением между Венгрией и Словакией. К февралю 1948 года политическая обстановка в Чехословакии накаляется, что приводит к формированию нового правительства, формированного из коммунистов, представителей левого крыла социал-демократов и нескольких членов других партий. По примеру СССР, в Чехословакии начинаются «чистки» и показательные судебные процессы. На изменение политики в стране повлияла смерть И.В.Сталина и развенчание в СССР его культа личности. В начале 60-х годов в Чехословакии были реабилитированы многие политические деятели, были нормализованы отношения государства с католической церковью и Ватиканом. В 1968 году новым лидером коммунистической партии и главной политической фигурой в Чехословакии становится Александр Дубчек. Он выступает за «социализм с человеческим лицом», провозглашает план дальнейшей либерализации экономики, предлагает разработать новую конституцию, в которой были бы гарантированы права национальных меньшинств. Предлагаемые реформы вызвали критику ряда европейских тоталитарных держав, в первую очередь СССР. Несмотря на достигнутые договоренности между этими государствами на встрече в Братиславе, в ночь с 20 на 21 августа 1968 года войска СССР, ГДР, Венгрии, Польши и Болгарии вторглись на территорию Чехословакии. Руководство страны арестовано, а пассивное сопротивление чешско-словацкого народа к концу 1968 года было подавлено. После переговоров в Москве с насильственно депортированным сюда чешскими лидерами правительство А. Дубчека было восстановлено при условии постоянного пребывания на территории Чехословакии советских войск и гражданских советников. Была восстановлена цензура в печати, расформированы некоммунистические организации. «Пражская весна» была подавлена. В апреле 1969 года руководителем Чехословакии становится Густав Гусак, придерживавшийся после введения войск Варшавского договора просоветской ориентации. Период 70-80-х годов является временем относительной стабилизации в политике и экономике Чехословакии. Под влиянием процессов, проходивших в Польше, а затем и в Советском Союзе, политическая и общественная жизнь в Чехословакии снова меняется. В декабре 1989 года Г.Гусак вынужден подать в отставку, новым президентом федеральное собрание избирает Вацлава Гавела, а председателем собрания – Александра Дубчека. В 1990 году изменяется официальное название государства – Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР). Однако лидеры Чехии и Словакии так и не смогли достигнуть политического согласия, и федерация была распущена. С 1 января 1993 года преемниками ЧСФР стали Чешская Республика (ЧР) и Словацкая Республика (СР). Вацлав Гавел был избран (1993, 1998) президентом Чешской Республики.В феврале 2003 г. президентом Чехии стал Вацлав Клаус. Краткий очерк культурыКультура Чешского государства впитала в себя многие черты культуры Великой Моравии (храмы-ротонды). Археологи исследовали остатки многих славянских городищ, которые дали огромное количество находок VII – X века, свидетельствующих о процветании в это время ювелирного искусства, кузнечного и гончарного дела.В XI веке основной храмовой постройкой является однонефная базилика с одной башней и полукруглой апсидой. В XII веке, наряду с простыми лаконичными постройками, появляются и храмы, отличающиеся сложностью планировки и богатством декора. Особенностью чешского монументального искусства является умелое использование ландшафта для создания ощущения возвышения храма над всем окружающим. В искусстве Чехии в XI – XIII веках, как и на территории других европейских государств того времени, сложился романский стиль, однако ни одна из древних базилик не дошла до наших дней в первоначальном виде. Большинство их было перестроено сначала во времена Карла IV в готическом стиле, позднее – в ренессансном и барочном. Прага. Храм святого ВиттаВ конце IX века в романском стиле был возведен старый Королевский дворец. Он также пережил ряд реконструкций и сейчас принял вид здания эпохи Ренессанса. Первоначально трёхнефную романскую базилику представлял и костёл святых Петра и Павла. Он был построен в 1080 году королем Вратиславом II по случаю основания вышеградского капитула. При Карле IV базилика была перестроена в готический костел, который в 1576 году реконструировали в стиле Ренессанс, а в 1720 году – в стиле барокко. Живопись этого периода представлена фресками и миниатюрами. Так, например, до наших дней дошли романские фрески в ротонде святой Екатерины в Зноймо (1134), иллюстрирующие «Чешские хроники» Козьмы Пражского. На фресках изображены сцены из легенды о призвании Пржемысла-пахаря. Тридцать пять миниатюр сохранились в «Вышеградском кодексе» (1085) – сборнике евангельских текстов. В конце XIII века в Чехию проникает готический стиль. Расцвет его приходится на эпоху правления Карла IV, получивший образование при французском дворе. Основной идеологией, господствовавшей в Чехии XIV века, стала идеология развития чешского патриотизма. Во время его правления Чехия становится не частицей огромной Священной Римской империи, а её центром. Прага. Карлов мостВ изобразительном искусстве XIV века творчески осваиваются традиции Франции, Германии и Италии. Изысканная графичность рисунка сочетается с попытками пластической моделировки форм («Роудницкая пределла», около 1340), художники пытаются создать реалистические композиции. На культуру Чехии большое влияние оказывает образование в 1348 году Карлова университета в Праге. Для преподавания Карл приглашает в университет крупнейших ученых империи. Здесь процветают математика, медицина, астрономия, правоведение, историография. Ко времени правления Карла IV относится возникновение чешской драмы, процветание музыки. Конечно, и то, и другое в XIV носит религиозный характер. В основе пьес лежат библейские сцены, музыка обеспечивает литургию. Во время гуситского движения развитие культуры замирает, но не останавливается совсем. В целом оно сохраняет средневековый характер предшествующей эпохи, вяло, но всё-таки продолжают развиваться готические традиции в архитектуре (строительство крепостных укреплений нового города Табор) и изобразительном искусстве. Поскольку гуситское движение было тесно связано с богословскими спорами, бурное развитие получается именно теологическое направление культуры. Сам Ян Гус и виднейшие богословы того времени (Иероним Пражский, Петр из Младонёвиц, Якоубек из Стршибра и другие) рассуждают о назначении церкви, о роли церковников в распространении слова Божьего, о человеке и его поведении, о том, что чешский народ должен быть хозяином на своей земле. Говорят они и о богоизбранности чешского народа, что способствует росту национального самосознания чехов. В 1468 в Чехии началось книгопечатание. В скором времени оно достигает очень высокого уровня. Издается не только богословская литература (иллюстрированная Библия, 1570), но и научные трактаты («Гербарий», 1563), а также популярная литература. Летоградек. Королевский летний дворецПосле утверждения в
Чехии династии Габсбургов (1526) в искусстве усиливается светское
начало. Готический стиль сменяется новой традицией, связанной с
Ренессансом. Фердинанд I приглашает в Чехию итальянских мастеров,
которые перестраивают в новом стиле старые замки и создают новые
сооружения. Наиболее точно итальянский архитектурный стиль передает
королевский летний дворец (Краловски
летоградек, или Бельведер),
построенный около 1535–1563 года. В 1567–1569 годах в этом же стиле
строится «Мичовна» – императорский павильон для игры в мяч. Стены
этого сооружения сплошь покрыты сграффито. В духе ренессанса
перестраиваются замки в Пардубице и Йиндржихув-Градце. В них
появляются галереи лоджии, парадные залы. В городском строительстве
середины XVI – начала XVII века новые ренессансные формы переплетаются
с готическими традициями. Дома горожан украшаются арочными галереями,
узорными фронтонами, сграффито.
Живопись в этот период находится под сильным влиянием немецких и испанских художников. В Праге создается особый, так называемый «рудольфинский» стиль, который сочетает сложную символику, аллегоричность с точностью изображения и легкостью исполнения. На рубеже XVI и XVII веков Прага становится одним из центров европейского маньеризма. В XVII веке начинается новый этап в культуре Чехии. В соответствии с философией гуманизма и Ренессанса новую педагогическую систему создает Ян Амос Коменский (1592 – 1670). В книгах «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь язы-ков» он разрабатывает новейшие методы обучения, при которых широко используется наглядность; Я.А.Коменский предлагает ввести ступенчатую систему образования. В модифицированном виде эта система сохранилась до наших дней. После завершения тридцатилетней войны (1648) начинается новый подъем архитектуры, в которой теперь господствует стиль барокко. Создателем чешского барокко является баварский архитектор Криштоф Динценгофер (ум. 1722). Свою работу в Праге он начал с постройки иезуитского храма святого Микулаша (1756) на Малой стране. На месте бывшего готического костела этого же святого он построил западную часть костёла, то есть вестибюль и две боковые капеллы, включая два сводчатых поля пролета. Этот купол повторится немного позднее в другом созданном им сооружении: своды костёла святой Maркеты в Бржевнове. Криштоф Динценгофер разработал также планы пражского крепления, в котором заменил простые насыпи с палисадами на каменные и кирпичные кладки. Он также создал так называемые «Писецкие» ворота на Градчанах (1720). Однако своего расцвета архитектура барокко достигла в сооружениях его сына, Килиана Игнаца Динценгофера (1689-1751). Благодаря качеству его работы и его влиянию на общественность, Прага устояла перед влиянием новой французской ориентации на классицизм. С 1716-го года он сотрудничал со своим отцом в разработке всех его проектов. Первой его самостоятельной работой стало почти незаметное здание михновского бельведера в пражском Новом городе. По заказу ордена Бенедиктинов в Старом городе Динценгофер в 1732-ом году продолжил строить храм святого Микулаша, который входил в состав планируемого монастырского комплекса. Динценгоферу интересным способом удалось продолжить стройку западной части храма, которую начал его отец. На его планах нарисован алтарь, законченный небольшим куполом, почти скрытым в крыше, над которым должна была выступать лишь люкарна. Килиан Игнац осуществил проект своего отца и сделал из него третий пролет храма - только своды решил по-своему. Исторические городские части славятся многими мещанскими домами, построенными по проекту К.И. Динценгофера, двумя бельведерами, и двумя дворцами (дом «У Золотого оленя» в Томашской улице на Малой Стране, дом «У двух горлинок» в Ностицкой улице; бельведер «Америка» и другие). Для изобразительного искусства эпохи барокко свойственны реалистические и демократические тенденции (портреты и настенные росписи К. Шкреты, П. Брандля; фрески и пейзажи В. В. Рейнера; портреты Я. Купецкого, гравюры В. Голлара, натюрморты Я. Р. Биса, Я. В. Ангермайера). В скульптуре выделялись М. Б. Браун и Ф. М. Брокоф (статуи Карлова моста в Праге). В середине XVIII века появились веяния рококо и классицизма (скульптура И. Ф. Платцера, изящные жанровые сцены живописца Н. Грунда). Конец XVIII – начало XIX веков связан в Чехии с национально-освободительным движением. Развитие чешской культуры в это время направлено на борьбу за национальное самоутверждение. В архитектуре после кратковременного распространения классицизма с середины XIX века утверждается направление «национальной романтики». В 1860 – 90-х годах господствуют постройки в духе неоренессанса и необарокко (Национальный театр, 1868 – 83, архитектор Й. Зитек, Й. Шульц, т. н. Рудольфинум. 1876 – 84, Национальный музей, 1885 – 90). В конце XIX – начале XX веков стиль «модерн» сменяется тенденциями рационализма (постройки Я. Котеры в Градец-Кралове, Простеёве, О. Новотного в Праге). Реалистическая направленность, наряду с классицизмом и романтизмом, характерна и для изобразительного искусства XIX века. Художники творят в различных направлениях. Их привлекает национальная история (Л. Коля, А. Махек, Й. Манес, В. Брожик), пейзажная живопись (К. Постль, А. Косарек, А. Манес, Ю. Маржак), жанровые сцены (Й. Навратил), портреты (К. Пуркине). В конце XIX – начале ХХ века реализм уступает место новым направлениям в искусстве, которое находит выражение в декадансе и символизме (А. Славичек, М. Швабинский, А. Гудечек и другие). Развитие получает стиль «модерн» (А. Муха, В. Прейссиг) и авангардизм (Б. Кубишта, Э. Филла, В. Новак). В архитектуре 1920—1930-х гг. сложилась национальная школа функционализма (Й. Гочар, К. Гонзик, Й. Гавличек). Осуществляются первые опыты рациональной жилой застройки и типизации строительства (г. Злин, ныне Готвальдов). Тем не менее, в большинстве чешских городов до середины ХХ века преобладала средневековая застройка. С середины 1950-х годов распространились строгие по формам дома из крупных блоков и панелей. Для общественных построек 1960-х годов характерны рациональная простота и строгое изящество форм, тонкое использование выразительности современных материалов (стекла, алюминия, пластиков). С начала 1970-х годов начались поиски пластической выразительности и индивидуального облика зданий (Федеральное собрание в Праге, 1970—73, архитектор К. Прагер). Развитие чешской культуры второй половины ХХ – начала ХХI века связано с именами Э. Филла, Й. Брож, З. Сейдль, А. Падерлик, В. Седлачек, Л. Шимак и др. (живопись, графика), М. Форман, Й. Менцела, Ш. Угр, Я. Сверак (кино), П. Эбен, С. Гавелк (музыка). Литература Koči J., Naše narodni obrození. Praha, I960. Přehied československých dějin, dl 1. Praha, 1958. Архитектура Чехословакии с древнейших времён до наших дней, Прага, 1965. Виноградова Е. К. Графика и проблемы чешского искусства конца XIX — начала XX веков, М., 1975. Все страны мира. Энциклопедический справочник / Автор-сост. Родин И.О., Пиме-нова Т.М. М., 2002. История южных и западных славян / Под ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой. В 2-х тт. М., 2001. Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма. М., 1985. Мельников Г.П. Культура зарубежных славянских народов. М., 1994. Мельников Г.П. Культура Чехии Х – начала XVII в.// История культур славянских народов. В 3-х тт. Т.1: Древность и Средневековье. М., 2003. С.300-361. Поп И.И. Искусство Чехии и Моравии IX – начала XVI века. М., 1978. Флоря Б.Н. Формирование чешской раннефеодальной государственности и судьбы самосознания славянских племен Чешской долины // Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981. Францев В. А.. Очерки по истории чешского возрождения, Варшава, 1902. |
Главная |