___ ___ |
|
|
Главная | |
|
МАКЕДОНИЯ(Республика Македония)Македония (Республика Македония) занимает территорию в 25 713 квадратных километров. Располагаясь в центре Балканского полуострова, Македония на севере граничит с Сербией и Черногорией, на востоке – с Болгарией, на юге и юго-западе – с Грецией, на западе – с Албанией. Выхода морю нет. Численность населения – около двух миллионов человек, причем македонцев среди них около 68 %, албанцев - 22 %, сербов – 5 %, цыган – 3,6 %, турок – 3,4 %. Государственным языком является македонский, очень близкий по грамматике и словарю к болгарскому. Этнографы считают македонцев этническими болгарами, этой же точки зрения придерживается и болгарское правительство. Сами македонцы считают себя самостоятельной нацией. В настоящее время Македония является республикой, возглавляет которую президент. Глава правительства – премьер-министр. Законодательный орган – однопалатная Ассамблея. Столица - Скопье. Краткий очерк историиЗемли, принадлежащие сейчас Македонии, были заселены уже в начале второго тысячелетия до нашей эры. На западе обитали главным образом иллирийские племена, на востоке – фракийцы. В начале первого тысячелетия до нашей эры в горных районах Орестиды и в долине реки Альякмон появляются племена, известные под именем македонцы. Это полукочевое племя с течением времени захватило большую часть территории между Охридским озером (старое название – Лихнитис), средним течением реки Вардар (Аксиус), рекой Стримон и горой Олимп. Вскоре греческая провинция Иматия стала упоминаться под новым названием – Македония. Этнический состав этой территории оказывается смешанным: фракийцы, иллирийцы, греки, македонцы; вполне обычными оказываются межэтнические браки, что приводит к наложению и взаимопроникновению культурных особенностей разных народов. Исследователи языка и древней македонской культуры постепенно приходят к выводу, что, начиная с V века до нашей эры, древние македонцы используют аттический диалект греческого языка, но сами греки считают их варварами, то есть негреками.Расцвет Македонии приходится на период царствования Александра Великого (Македонского), который правил в 336-323 годах до нашей эры. После покорения Фив и Персии владения Александра расширяются до реки Инд, а в македонский этнос вливаются персидский и египетский компоненты. После смерти Александра Македонского империя его распадается. Около 146 года до н.э. Римляне присоединяют ее к своим владениям. После раздела Римской империи в 395 году н.э. Македония была включена в состав Восточной Римской (Византийской) империи. В конце VI века в результате великого переселения народов на Балканский полуостров, в частности и на земли Македонии, приходят славянские и аварские племена. Славянские племена сагудатов, ринхинов, смолян, драговичей, велегезитов, струмян, берзитов расселились по большей части Македонии, но не смогли захватить ее главных городов: Верия, Салоник, Сере, Эдеса. В VII – VIII веках славяне Македонии занимали подчиненное положение по отношению к Византии. К концу IX века болгары, представлявшие к этому времени смешанный тюрко-славянский этнос, почти на столетие занимают почти всю территорию Македонии, за исключением Салоник. На протяжении X – XIII веков, после падения Первого Болгарского царства, Македония то отходит от Болгарии, то вновь присоединяется к ней. В конце XIII века в северо-западной и северной Македонии утверждается власть сербских князей Неманичей из Рашки, а к середине XIV века вся Македония, за исключением Салоник, входит в состав Сербии. В 1346 году македонский город Скопье стал столицей сербо-греческого царства, а Стефан Душан был провозглашен «царем сербов и греков». После смерти Душана земли Македонии разделены между десятью сербскими правителями, наиболее могущественными среди которых являются братья Мрнявчевичи: король Вукашин и деспот Углеш. В битве с турками на реке Марице в 1371 году оба брата погибли, македонские земли были поделены между сербскими и греческими магнатами, а новый король Марко, сын Вукашина, вынужден признать вассальную зависимость от турецкого султана. При этом королевич Марко становится одним из любимых героев сербских, македонских и западноболгарских эпических поэм. К 1394 году почти вся территория Македонии попала во власть турецкого султана. Несколько раз на протяжении XVI-XVII веков македонцы поднимают восстания против османов, но они жестоко подавляются правительством. Во время османской оккупации в Македонии прошло несколько волн исламизации населения. В XIV-XV веках турки ведут завоевательные войны, в результате которых уничтожается часть христианского населения; в XVI веке османское правительство переселяет в сельские районы Македонии юрюков, турок-кочевников из Анатолии. Во второй половине XVII века в восточной Македонии и в Болгарии славян, обращенных в ислам, принимают на военную (во вспомогательных войсках) и государственную (в полиции) службу. Называют таких служащих помаками, то есть помощниками. В XIX веке в ряде мест Македонии османское правительство поселяет мусульман-черкесов, а после освобождения Сербии, Болгарии, Боснии и Герцеговины от турецкой зависимости с этих территорий в Македонию переселяются многие славяне-мусульмане. В XVII – XVIII веках в Македонии возникает класс торговцев, один из самых состоятельных на Балканах. Рост населения и промышленности в Западной Европе способствовал продаже за границу сельскохозяйственных продуктов, которые производились в Македонии с избытком (этому способствовала так называемая система чифтлик (1), получившая распространение в Османской империи со второй половины XVI века). Состоятельные купцы – в основном это были греки, влахи славяне – пользовались уважением османских правителей и могли занимать достаточно высокие должности, например, становиться губернаторами (Али Паша из Янины). Население Македонии было смешанным на протяжении многих веков. Доля славян (мусульман и христиан) составляла около трети населения в южной части и около половины – в северной. Остальное население – греки, влахи, турки, албанцы, евреи. Во время войны за независимость Греции (1821-1829 годы) под влиянием роста греческого национального самосознания, а затем и с распространением на Балканах русского влияния, чему способствовала русско-турецкая война 1828-1829 годов, начинается формирование национального самосознания македонских славян. Национальное возрождение получило поддержку в монастырях, затем, в 60-80-е годы, распространилось на македонскую интеллигенцию, но этот класс не был в Македонии многочисленным. Большая часть македонцев не осознавала себя самостоятельной нацией даже в середине ХХ века. Этому во многом способствовала болгаризация македонского населения, начавшаяся после учреждения в 1870 году Болгарского экзархата. По Сан-Стефанскому мирному договору (1878 год), заключенному между Турцией и Россией, была создана Великая Болгария, включавшая в свой состав и территорию Македонии, за исключением Салоник. Но уже на Берлинском конгрессе, прошедшем в том же году, границы нового государства были пересмотрены, и Македония осталась в составе Турции. Свое влияние на территории Македонии с начала 80-х годов XIX века стремятся распространить также Греция, Сербия, Австро-Венгрия и Румыния. После 1890 года в Маке-донии соперничают греческая, болгарская, сербская и румынская православные церкви. В 1893 году в Салониках создается тайное общество (Внутренняя Македоно-Одринская революционная организация – ВМОРО), главной целью которой является борьба за предоставление Македонии автономии. В 1895 году в Софии возникает Верховный Македоно-Одринский комитет (ВМОК), преследовавший те же цели, но с активным привлечением к борьбе болгарских вооруженных отрядов (чет). Периодически между четами ВМОК и ВМОРО возникают столкновения. Подобные ВМОК организации создаются в Сербии и Греции. В начале ХХ века Болгария, Сербия и Греция переходят к вооруженным действиям на территории Македонии, отстаивая ее независимость от Турции, но выступая за присоединение ее территории к своим государствам. 2 августа 1903 года в юго-западном районе Македонии началось восстание, получившее название Илинденское (было начато в Ильин день). Уже на следующий день повстанцы захватили город Крушево и создали в нем Крушевскую республику, которая просуществовала десять дней. Через два с половиной месяца восстание было полностью подавлено турками, тысячи македонцев из района восстания эмигрировали в Болгарию, Сербию и США, а ВМОРО почти целиком перешла под контроль сторонников болгарской гегемонии. Россия и Австро-Венгрия устанавливают над Македонией совместный контроль, разрабатывают проект реформ, которые предусматривают внесение изменений в экономическую, политическую и социальную жизнь македонских славян. Первая Балканская война (1912 год), в которой против Турции выступают объединенные войска Болгарии, Сербии, Греции и Черногории, не принесла Македонии независимости, так как союзники не смогли договориться о разделе освобожденных территорий. Последовала Вторая Балканская война, противниками в которой стали Болгария с одной стороны и Сербия, Румыния, Греция – с другой. Таким образом, вопрос об автономии Македонии и складывании ее национальной государственности был надолго отложен. В ходе войны территория Македонии сначала отошла к Болгарии, а затем была поделена между Грецией, Сербией (позднее Югославией), Болгарией и Румынией. После Первой мировой войны ВМОРО, руководство которой сосредоточилось в Болгарии, посылает вооруженные отряды (комитадиис) в греческую и югославскую Македонию для проведения различных террористических актов. Члены ВМОРО участвуют и в организации убийства югославского короля Александра в 1934 году, а также других политических деятелей. В 1941 году Болгария вступает во Вторую мировую войну на стороне Германии. В скором времени она оккупирует большую часть греческой Македонии и почти всю югославскую Македонию. По окончании Второй мировой войны споры между Югославией и Болгарией за территорию Македонии возобновляются. В августе 1947 года глава Югославии Иосиф Броз Тито и премьер-министр Болгарии Георгий Димитров пришли к соглашению, что вся Македония и Болгария должны войти в состав федерации югославских государств, однако этот договор так и не вступил в действие. В 80-е годы ХХ века Югославия вступает в экономический и политический кризис, который в начале 90-х годов приводит к полному распаду государства. 17 сентября 1991 года, по примеру Словении и Хорватии, Македония объявила о своей независимости, но до 1993 года не могла полностью добиться признания своей независимости. Наибольшее сопротивление оказала не Сербия, а Греция, которая опасалась за целостность своей территории. В апреле 1993 года Македония была принята в ООН под временным названием «Бывшая Югославская Республика Македония» (БЮРМ), что удовлетворяло и Грецию, так как одна из ее областей носит название Македония. К 1996 году Бывшую Югославскую Республику Македонии, или Республику Македонии, признали 72 государства. Однако вопрос о названии славяноязычного государства со столицей в городе Скопье остается открытым по сей день. Греция настаивает на том, что Македонией должна называться лишь историческая область на севере Греции, в качестве аргумента выдвигая тот факт, что Александр Македонский родился на территории Греции и говорил на одном из диалектов греческого языка. Среди возможных названий сейчас (в 2005 году) обсуждаются термины «Новая Македония» и «Верхняя Македония». Первым президентом независимой Македонии стал Киро Глигоров, избранный однопалатным парламентом – Собранием Республики Македонии – в январе 1991 года. Во время его правления политическое положение в Республике оставалось напряженным. Отчасти это было обусловлено тем, что, кроме титульной нации (около 66 %), на территории Македонии проживают также албанцы (около 23%), цыгане (около 2,3%), сербы (около 2 %). Албанцы активно выступали за расширение своих прав, создание своей автономии в пределах Македонии. Летом 1998 года в связи с военными действиями в Косово и Метохии ООН принимает решение об увеличении численности миротворцев в качестве сдерживающей силы на территории Македонии. Во время бомбардировки Сербии в 1999 году Македония предоставила свою территорию для войск НАТО, которые готовились тогда войти на территорию Косово. Конфликты между албанцами, переселенцами-мусульманами и христианами в районах, граничащих с Косово и Албанией, продолжаются и сейчас. Напряженность в жизнь страны вносит и церковный раскол: Македонская Церковь объявила о своей независимости и выходе из-под юрисдикции Сербской Православной Церкви, но автокефалия Македонской Церкви пока не была признана ни одной из православных Церквей мира. В декабре 1999 года президентом Республики Македония становится Борис Трайловский, а после его гибели в 2004 году – Бранко Црвенковски. Однако политическая и экономическая нестабильность в стране продолжает сохраняться. Краткий очерк культурыКак и культура других югославских народов, культура македонцев базировалась на богатой традиции иллирийцев, фракийцев, греков и римлян. На территории современной Республики Македония сохранились остатки городов, существовавших до заселения этих земель славянами: Гераклеи, Стоби и другие. Археологические раскопки дают богатейший материал античной культуры: фрагменты римских терм, виллы военачальников, мозаика, гончарные мастерские и так далее. Уже в IV веке нашей эры на территорию современной Македонии проникает христианство, а вместе с ним и христианские постройки, предназначенные для совершения богослужений. От раннехристианской эпохи до наших дней в Охриде дошли руины базилики, построенной в V веке – на ее стенах сохранилась антропоморфическая мозаика, изображающая четыре реки рая; ротонда языческого храма, посвященного богу Кавиро, в Салониках (IV век), которая позднее была перестроена в христианский храм святого Георгия. Славяне-язычники, появившиеся здесь тремя веками позже, еще долгое время сопротивлялись новой для них религии, придерживались своих устоев. Зачастую такое сопротивление носило очень жестокий характер: и христиане, и язычники разрушали святыни своих противников, уничтожали народ. В VII – VIII веках продолжается активное обращение жителей Македонии в христианство сначала римскими, затем византийскими священниками, но окончательное утверждение оно получает только после захвата Македонии болгарами.Охрид. Базилика святой Софии. Середина XI века.Охрид. Церковь святого Климента. 1295 год.В XII – XIV веках трехнефные византийские базилики сменяются крестово-купольными храмами с одной (церковь святого Климента, другое название – Богородицы Перивлепты, в Охриде, 1295; церковь святых Михаила и Гавриила в Лесново, 1341) или пятью главами (церковь святого Пантелеймона в Нерези, 1164). Церковь святого Климента после того, как турки в соборе Святой Софии (Охрид, XI век) основали мечеть, стала архиепископской кафедрой. До наших дней в ней сохранилась часть архиепископской библиотеки, в которой хранятся рукописи XI-XII веков, записи византийских церковных распевов. Не менее ценными являются и росписи церкви, сделанные в XIV веке знаменитыми македонскими мастерами Михаилом и Евтихием. Они создали свой неповторимый художественный стиль, известный только в Македонии и Сербии. С конца XIII века фасады зданий часто украшались богатой узорной кладкой из камня и кирпича. С XIV века в Македонии развивается стиль, переходный между византийской и итальянской живописью эпохи Возрождения. В этом стиле выполнены фрески в церквях святых Михаила и Гавриила в Лесново (около 1349) и Богоматери в Матейче (около 1355). Лесновский монастырь, посвященный святым Архангелам, был расписан в 1347 году. Наиболее известными фресками монастыря являются образы Богоматери с Младенцем и Богоматери «Ширшая небес» между двумя ангелами. В XIV веке центрами образования, где обучались многие южные славяне, становятся монастыри на горе Афон, наиболее известным и крупным среди них стал Хиландарский монастырь.Захват македонских земель османами принес и изменения в архитектуре края. Развитие собственно македонского искусства замедлилось, многие христианские сооружения были разрушены, часть из них перестраивалась под мечети (церковь святой Софии в Охриде, церковь святого Пантелеймона в монастыре на горе Охрид и другие). В XV – XIX веках на территории Македонии строятся купольные мечети, минареты, постоялые дворы, турецкие бани, башнеобразные жилища. Со второй половины XVIII века живопись Македонии испытывает влияние различных художественных школ Европейских государств и России. Значительное распространение получает резьба по дереву. Так, например, во второй половине XIX века мастерами артели Петара и Марко Филипповских и Макария Фрчковского создаются резные иконостасы церкви Святого Спаса в Скопье и Бигорского монастыря в окрестностях Дебара. В работах обнаруживается сочетание греческих и венецианских традиций, соединение стилей рококо и барокко. Традиции художественной резьбы переходят и в ХХ век. С конца XIX века на архитектуру Македонии повлияла общая тенденция к индустриализации: повсеместно возводятся промышленные сооружения, которые значительно изменяют облик городов и сел. Жилая застройка в Македонии достаточно хаотична, лишена четкого плана. Архитектура ХХ века следует в основном традициям промышленно-индустриальной застройки. В живописи доминируют реалистические тенденции. Примечание 1. Чифтлик (от турецкого çiftlik - пара, упряжка волов) – крестьянский надел, которым можно обработать с помощью одной упряжки волов. Первоначально чифтлик предоставлялся при условии уплаты землевла-дельцем десятины в казну или предоставления одного воина в султанскую армию. К XIX веку – крупное помещичье хозяйство. Литература Алешина Л. С., Яворская Н. В. Искусство Югославии. Очерки. М., 1966. Война и мир в терминах и определениях: Словарь-справочник. / Под ред Д.О.Рогозина. М., 2004. Все страны мира. Энциклопедический справочник / Авторы-сост. И.О.Родин, Т.М.Пименова. М., 2003. История Югославии: В 2-х т. М., 1963. История южных и западных славян: В 2 т. М., 2001. Литература славянских и балканских народов конца XIX — начала XX веков. М., 1976. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. СПб, 1999. |
Главная |