title

___  ___

Гостевая книга   |   E-mail  |  ICQ: 277308515  |  Навигация

 



Главная
Разделы сайта
Славяне. Кто они?
Истоки
Культура славян
Славянские государства

Первые государственные образования:
- Держава Само;
- Карантания (Хорутания);
- Первое Болгарское царство;
- Великая Моравия;
- Паннония;
- Киевская Русь.

Современные государства славян:

Россия

Украина

Беларусь

Польша

Чехия

Словакия

Болгария

Словения

Хорватия

Македония

Босния и Герцеговина

Сербия

Черногория (Монтенегро)

Полабские славяне, не имеющие своей государственности

Славянские языки
Письменность
Справочные материалы
Говорим и пишем по-русски
Библиотека

МАКЕДОНИЯ

(Республика Македония)
Македония

Македония (Республика Македония) занимает территорию в 25 713 квадратных километров. Располагаясь в центре Балканского полуострова, Македония на севере граничит с Сербией и Черногорией, на востоке – с Болгарией, на юге и юго-западе – с  Грецией, на западе – с Албанией. Выхода морю нет.

Численность населения – около двух миллионов человек, причем македонцев среди них около 68 %, албанцев - 22 %, сербов – 5 %, цыган – 3,6 %, турок – 3,4 %.

Государственным языком является македонский, очень близкий по грамматике и словарю к болгарскому. Этнографы считают македонцев этническими болгарами, этой же точки зрения придерживается и болгарское правительство. Сами македонцы считают себя самостоятельной нацией.

В настоящее время Македония является республикой, возглавляет которую президент. Глава правительства – премьер-министр. Законодательный орган – однопалатная Ассамблея.

Столица - Скопье.

Краткий очерк истории

Земли, принадлежащие сейчас Македонии, были заселены уже в начале второго тысячелетия до нашей эры. На западе обитали главным образом иллирийские племена, на востоке – фракийцы. В начале первого тысячелетия до нашей эры в горных районах Орестиды и в долине реки Альякмон появляются племена, известные под именем македонцы. Это полукочевое племя с течением времени захватило большую часть территории между Охридским озером (старое название – Лихнитис), средним течением реки Вардар (Аксиус), рекой Стримон и горой Олимп. Вскоре греческая провинция Иматия стала упоминаться под новым названием – Македония. Этнический состав этой территории оказывается смешанным: фракийцы, иллирийцы, греки, македонцы; вполне обычными оказываются межэтнические браки, что приводит к наложению и взаимопроникновению культурных особенностей разных народов. Исследователи языка и древней македонской культуры постепенно приходят к выводу, что, начиная с V века до нашей эры, древние македонцы используют аттический диалект греческого языка, но сами греки считают их варварами, то есть негреками.

Расцвет Македонии приходится на период царствования Александра Великого (Македонского), который правил в 336-323 годах до нашей эры.  После покорения Фив и Персии владения Александра расширяются до реки Инд, а в македонский этнос вливаются персидский и египетский компоненты. После смерти Александра Македонского империя его распадается. Около 146 года до н.э. Римляне присоединяют ее к своим владениям. После раздела Римской империи в 395 году н.э. Македония была включена в состав Восточной Римской (Византийской) империи.

В конце VI века в результате великого переселения народов на Балканский полуостров, в частности и на земли Македонии, приходят славянские и аварские племена. Славянские племена сагудатов, ринхинов, смолян, драговичей, велегезитов, струмян, берзитов расселились по большей части Македонии, но не смогли захватить ее главных городов: Верия, Салоник, Сере, Эдеса. В VII – VIII веках славяне Македонии занимали подчиненное положение по отношению к Византии. К концу IX века болгары, представлявшие к этому времени смешанный тюрко-славянский этнос, почти на столетие занимают почти всю территорию Македонии, за исключением Салоник.

На протяжении X – XIII веков, после падения Первого Болгарского царства, Македония то отходит от Болгарии, то вновь присоединяется к ней. В конце XIII века в северо-западной и северной Македонии утверждается власть сербских князей Неманичей из Рашки, а к середине XIV века вся Македония, за исключением Салоник, входит в  состав Сербии. В 1346 году македонский город Скопье стал столицей сербо-греческого царства, а Стефан Душан был провозглашен «царем сербов и греков». После смерти Душана земли Македонии разделены между десятью сербскими правителями, наиболее могущественными среди которых являются братья Мрнявчевичи: король Вукашин и деспот Углеш. В  битве с турками на реке Марице в 1371 году оба брата погибли, македонские земли были поделены между сербскими и греческими магнатами, а новый король Марко, сын Вукашина, вынужден признать вассальную зависимость от турецкого султана. При этом королевич Марко становится одним  из любимых героев сербских, македонских и западноболгарских эпических поэм. К 1394 году почти вся территория Македонии попала во власть турецкого султана. Несколько раз на протяжении XVI-XVII веков македонцы поднимают восстания против османов, но они жестоко подавляются правительством.

Во время османской оккупации в Македонии прошло несколько волн исламизации населения. В XIV-XV веках турки ведут завоевательные войны, в результате которых уничтожается часть христианского населения; в XVI веке османское правительство переселяет в сельские районы Македонии юрюков, турок-кочевников из Анатолии. Во второй половине XVII века в восточной Македонии и в Болгарии славян, обращенных в ислам, принимают на военную (во вспомогательных войсках) и государственную (в полиции) службу. Называют таких служащих помаками, то есть помощниками. В XIX веке в ряде мест Македонии османское правительство поселяет мусульман-черкесов, а после освобождения Сербии, Болгарии, Боснии и Герцеговины от турецкой зависимости с этих территорий в Македонию переселяются многие славяне-мусульмане.

В XVII – XVIII веках в Македонии возникает класс торговцев, один из самых состоятельных на Балканах. Рост населения и промышленности в Западной Европе способствовал продаже за границу сельскохозяйственных продуктов, которые производились в Македонии с избытком (этому способствовала так называемая система чифтлик (1), получившая распространение в Османской империи со второй половины XVI века). Состоятельные купцы – в основном это были греки, влахи славяне – пользовались уважением османских правителей и могли занимать достаточно высокие должности, например, становиться губернаторами (Али Паша из Янины).

Население Македонии было смешанным на протяжении многих веков. Доля славян (мусульман и христиан) составляла около трети населения в южной части и около половины – в северной. Остальное население – греки, влахи, турки, албанцы, евреи.

Во время войны за независимость Греции (1821-1829 годы) под влиянием роста греческого национального самосознания, а затем и с распространением на Балканах русского влияния, чему способствовала русско-турецкая война 1828-1829 годов, начинается формирование национального самосознания македонских славян. Национальное возрождение получило поддержку в монастырях, затем, в 60-80-е годы, распространилось на македонскую интеллигенцию, но этот класс не был в Македонии многочисленным. Большая часть македонцев не осознавала себя самостоятельной нацией даже в середине ХХ века. Этому во многом способствовала болгаризация македонского населения, начавшаяся после учреждения в 1870 году Болгарского экзархата. По Сан-Стефанскому мирному договору (1878 год), заключенному между Турцией и Россией, была создана Великая Болгария, включавшая в свой состав и территорию Македонии, за исключением Салоник. Но уже на Берлинском конгрессе, прошедшем в том же году, границы нового государства были пересмотрены, и Македония осталась в составе Турции. Свое влияние на территории Македонии с начала 80-х годов XIX века стремятся распространить также Греция, Сербия, Австро-Венгрия и Румыния. После 1890 года в Маке-донии  соперничают греческая, болгарская, сербская и румынская православные церкви.

В 1893 году в Салониках создается тайное общество (Внутренняя Македоно-Одринская революционная организация – ВМОРО), главной целью которой является борьба за предоставление Македонии автономии. В 1895 году в Софии возникает Верховный Македоно-Одринский комитет (ВМОК), преследовавший те же цели, но с активным привлечением к борьбе болгарских вооруженных отрядов (чет). Периодически между четами ВМОК и ВМОРО возникают столкновения. Подобные ВМОК организации создаются в Сербии и Греции. В начале ХХ века Болгария, Сербия и Греция переходят к вооруженным действиям на территории Македонии, отстаивая ее независимость от Турции, но выступая за присоединение ее территории к своим государствам.

2 августа 1903 года в юго-западном районе Македонии началось восстание, получившее название Илинденское (было начато в Ильин день). Уже на следующий день повстанцы захватили город Крушево и создали в нем Крушевскую республику, которая просуществовала десять дней. Через два с половиной месяца восстание было полностью подавлено турками, тысячи македонцев из района восстания эмигрировали в Болгарию, Сербию и США, а ВМОРО  почти целиком перешла под контроль сторонников болгарской гегемонии. Россия и Австро-Венгрия устанавливают над Македонией совместный контроль, разрабатывают проект реформ, которые предусматривают внесение изменений в экономическую, политическую и социальную жизнь македонских славян.

Первая Балканская война (1912 год), в которой против Турции выступают объединенные войска Болгарии, Сербии, Греции и Черногории, не принесла Македонии независимости, так как союзники не смогли договориться о разделе освобожденных территорий. Последовала Вторая Балканская война, противниками в которой стали Болгария с одной стороны и Сербия, Румыния, Греция – с другой. Таким образом, вопрос об автономии Македонии и складывании ее национальной государственности был надолго отложен. В ходе войны территория Македонии сначала отошла к Болгарии, а затем была поделена между Грецией, Сербией (позднее Югославией), Болгарией и Румынией.

После Первой мировой войны ВМОРО, руководство которой сосредоточилось в Болгарии, посылает вооруженные отряды (комитадиис) в греческую и югославскую Македонию для  проведения различных террористических актов. Члены ВМОРО  участвуют и в организации убийства югославского короля Александра в 1934 году, а также других политических деятелей.

В 1941 году Болгария вступает во Вторую мировую войну на стороне Германии. В скором времени она оккупирует большую часть греческой Македонии и почти всю югославскую Македонию. По окончании Второй мировой  войны  споры между Югославией и Болгарией за территорию Македонии возобновляются. В августе 1947 года глава Югославии Иосиф Броз Тито и премьер-министр Болгарии Георгий Димитров пришли к  соглашению, что вся Македония и Болгария должны войти в состав федерации югославских государств, однако этот договор так и не вступил в действие.
 
В 80-е годы ХХ века Югославия вступает в экономический и политический кризис, который в начале 90-х годов приводит к полному распаду государства. 17 сентября 1991 года, по примеру Словении и Хорватии, Македония объявила о своей независимости, но до 1993 года не могла полностью добиться признания своей независимости. Наибольшее сопротивление оказала не Сербия, а Греция, которая опасалась за целостность своей территории. В апреле 1993 года Македония была принята в ООН под временным названием «Бывшая Югославская Республика Македония» (БЮРМ), что удовлетворяло и Грецию, так как одна из ее областей носит название Македония. К 1996 году Бывшую Югославскую Республику Македонии, или Республику Македонии, признали 72 государства. Однако вопрос о названии славяноязычного государства со столицей в городе Скопье остается открытым по сей день. Греция настаивает на том, что Македонией должна называться лишь историческая область на севере Греции, в качестве аргумента выдвигая тот факт, что Александр Македонский родился на территории Греции и говорил на одном из диалектов греческого языка. Среди возможных названий сейчас (в 2005 году) обсуждаются термины «Новая Македония» и «Верхняя Македония».

Первым президентом независимой Македонии стал Киро Глигоров, избранный однопалатным парламентом – Собранием Республики Македонии – в январе 1991 года. Во время его правления политическое положение в Республике оставалось напряженным. Отчасти это было обусловлено тем, что, кроме титульной нации (около 66 %), на территории Македонии проживают также албанцы (около 23%), цыгане (около 2,3%), сербы (около 2 %). Албанцы активно выступали за расширение своих прав,  создание своей автономии в пределах Македонии. Летом 1998 года в связи с военными действиями в Косово и Метохии ООН принимает решение об увеличении численности миротворцев в качестве сдерживающей силы на территории Македонии. Во время бомбардировки Сербии в 1999 году Македония предоставила свою территорию для войск НАТО, которые готовились тогда войти на территорию Косово. Конфликты между албанцами, переселенцами-мусульманами и христианами в районах, граничащих с Косово и Албанией, продолжаются и сейчас. Напряженность в жизнь страны вносит и церковный раскол: Македонская Церковь объявила о своей независимости и выходе из-под юрисдикции Сербской Православной Церкви, но автокефалия Македонской Церкви пока не была признана ни одной из православных Церквей мира.

В декабре 1999 года президентом Республики Македония становится Борис Трайловский, а после его гибели в 2004 году – Бранко Црвенковски. Однако политическая и экономическая нестабильность в стране продолжает сохраняться.

Краткий очерк культуры

Как и культура других югославских народов, культура македонцев базировалась на богатой традиции иллирийцев, фракийцев, греков и римлян. На территории современной Республики Македония сохранились остатки городов, существовавших до заселения этих земель славянами: Гераклеи, Стоби и другие. Археологические раскопки дают богатейший материал античной культуры: фрагменты римских терм, виллы военачальников, мозаика, гончарные мастерские и так далее. Уже в IV веке нашей эры на территорию современной Македонии проникает христианство, а вместе с ним и христианские постройки, предназначенные для совершения богослужений. От раннехристианской эпохи до наших дней в Охриде дошли руины базилики, построенной в V веке – на ее стенах сохранилась антропоморфическая мозаика, изображающая четыре реки рая; ротонда языческого храма, посвященного богу Кавиро, в Салониках (IV век), которая позднее была перестроена в христианский храм святого Георгия. Славяне-язычники, появившиеся здесь тремя веками позже, еще долгое время сопротивлялись новой для них религии, придерживались своих устоев. Зачастую такое сопротивление носило очень жестокий характер: и христиане, и язычники разрушали святыни своих противников, уничтожали народ. В VII – VIII веках продолжается активное обращение жителей Македонии в христианство сначала римскими, затем византийскими священниками, но окончательное утверждение оно получает только после захвата Македонии болгарами.
 
Охрид. Базилика св. Софии. Сер. 11 в.
Охрид. Базилика святой Софии. Середина XI века.
В средние века архитектура Македонии определяется сильным греческим влиянием. Это объясняется тем, что Македония территориально оказалась самым  близким к Византии славянским государством. Одним из главных городов македонцев и средоточием византийского влияния  стал Охрид. В 976-1014 годах он являлся столицей недолго просуществовавшего царства царя Самуила. Уже во времена Римской империи через Охрид проходила дорога Виа Игнациа из Рима в Константинополь. На самом верху холма расположена древняя часть города и крепость, заложенная царем Самуилом. Шедевром XI века является и трехнефная базилика святой Софии, которая известна не только тем, что стала центром Охридской архиепископии, но и хорошо  сохранившимися фресками середины XI века. Наиболее известной фреской является изображение Богоматери на престоле с младенцем Христом на коленях, которой поклоняются ангелы – по шесть фигур с каждой стороны. Над входом в притвор храма изображена Дева Мария с младенцем Христом, сидящая на подушке, положенной прямо на землю. Этот тип Богоматери позднее перейдет в Италию и будет использоваться художниками, создающими образ Мадонны смиренной. Византийский стиль на территории Македонии распространен, пожалуй, шире, чем в любом другом Славянском государстве. Еще одним примером его использования является крепость в Струмице (XI век).
 
Охрид. Церковь св. Климента. 1295 г.
Охрид. Церковь святого Климента. 1295 год.
В XII – XIV веках трехнефные византийские базилики сменяются крестово-купольными храмами с одной (церковь святого Климента, другое название – Богородицы Перивлепты, в Охриде, 1295; церковь святых Михаила и Гавриила в Лесново, 1341) или пятью главами (церковь святого Пантелеймона в Нерези, 1164). Церковь святого Климента после того, как турки в соборе Святой Софии (Охрид, XI век) основали мечеть, стала архиепископской кафедрой. До наших дней в ней сохранилась часть архиепископской библиотеки, в  которой хранятся рукописи XI-XII веков, записи византийских церковных распевов. Не менее ценными являются и росписи церкви, сделанные в XIV веке знаменитыми македонскими мастерами Михаилом и Евтихием. Они создали свой неповторимый художественный стиль, известный только в Македонии и Сербии.  С конца XIII века фасады зданий часто украшались богатой узорной кладкой из камня и кирпича. С XIV века в Македонии развивается стиль, переходный между византийской и итальянской живописью эпохи Возрождения. В этом стиле выполнены фрески в церквях святых Михаила и Гавриила в Лесново (около 1349) и Богоматери в Матейче (около 1355). Лесновский монастырь, посвященный святым Архангелам, был расписан в 1347 году. Наиболее известными фресками монастыря являются образы Богоматери с Младенцем и Богоматери «Ширшая небес» между двумя ангелами. В XIV веке центрами образования, где обучались многие южные славяне, становятся монастыри на горе Афон, наиболее известным и крупным среди них стал Хиландарский монастырь.

Захват македонских земель османами принес и изменения в архитектуре края. Развитие собственно македонского искусства замедлилось, многие христианские сооружения были разрушены, часть из них перестраивалась под мечети (церковь святой Софии в Охриде, церковь святого Пантелеймона в монастыре на горе Охрид и другие). В XV – XIX веках на территории Македонии строятся купольные мечети, минареты, постоялые дворы, турецкие бани, башнеобразные жилища. Со второй половины XVIII века живопись Македонии испытывает влияние различных художественных школ Европейских государств и России. Значительное распространение получает резьба по дереву. Так, например, во второй половине XIX века мастерами артели Петара и Марко Филипповских и Макария Фрчковского создаются резные иконостасы церкви Святого Спаса в Скопье и Бигорского монастыря в окрестностях Дебара. В работах обнаруживается  сочетание греческих и венецианских традиций, соединение стилей рококо и барокко. Традиции художественной резьбы переходят и в ХХ  век.

С конца XIX века на архитектуру Македонии повлияла общая тенденция к индустриализации: повсеместно возводятся промышленные сооружения, которые значительно изменяют облик городов и сел. Жилая застройка в Македонии достаточно хаотична, лишена четкого плана. Архитектура ХХ века следует в основном традициям промышленно-индустриальной застройки. В живописи доминируют реалистические тенденции. 

Примечание
1. Чифтлик (от турецкого çiftlik - пара, упряжка волов) – крестьянский надел, которым можно обработать с помощью одной упряжки волов. Первоначально чифтлик предоставлялся при условии уплаты землевла-дельцем десятины в казну или предоставления одного воина в султанскую армию. К XIX веку – крупное помещичье хозяйство.


Литература
Алешина Л. С., Яворская Н. В. Искусство Югославии. Очерки. М., 1966.
Война и мир в терминах и определениях: Словарь-справочник. / Под ред Д.О.Рогозина. М., 2004.
Все страны мира. Энциклопедический справочник / Авторы-сост. И.О.Родин, Т.М.Пименова. М., 2003.
История Югославии: В 2-х т. М., 1963.
История южных и западных славян: В 2 т. М., 2001.
Литература славянских и балканских народов конца XIX — начала XX веков. М., 1976.
Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. СПб, 1999.

Главная
http://slawianie.narod.ru © Сайт "Славяне"
Страница создана 06.02.2007 г.



Hosted by uCoz