Беларусь
(Республика Беларусь) расположена в Восточной Европе. На
северо-западе она граничит с Литвой и Латвией; на востоке – с Россией;
на юге – с Украиной, на западе – с Польшей. Выхода в море не имеет.
Территория Беларуси занимает 207 595 квадратных километров.
Численность населения – около 10,5 миллионов человек. Основные
этнические группы составляют белорусы – 78%, русские – 13%, поляки – 4
%, украинцы – 3%, другие этносы – 2%.
Государственными языками являются белорусский и русский; в приграничных
районах распространены польский, литовский и украинский.
В настоящее время Беларусь является федеративной республикой, которую
возглавляет президент.
Столица - Минск.
Краткий очерк истории
Распространенные на территории современной Беларуси топонимы (названия
рек, озер, поселений) говорят о том, что некогда здесь обитали финские
племена. В конце третьего тысячелетия до нашей эры они были вытеснены
балтами. Во II – V веках нашей эры в связи с великим переселением
народов из Висло-Одерского междуречья сюда проникают славяне, которые к
IX веку занимают большую часть Беларуси. При археологических раскопках
в пластах VI-VIII столетий находят множество сожженных балтийских
поселений. Это свидетельствует о том, что славяне пришли на территорию
современной Беларуси как завоеватели. Вытеснив часть балтийских племен
(литвы, латгалов, ятвягов и др.) на северо-запад, славяне
ассимилировали остатки балтийского населения, но в процессе
ассимиляции впитали часть балтийской культуры.
Родовые общины на территории современной Беларуси были объединены в три
крупных племенных союза.
Кривичи
(полочане) занимали бассейн Западной Двины и верхнего Поднепровья,
радимичи – бассейн Пассожа,
дреговичи расселялись в Полесье и
центральной части современной Беларуси. К Х веку родоплеменной строй
разлагается, идет формирование феодальных отношений, при которых власть
сосредоточивается в руках князя и бояр. На территории современной
Беларуси возникают большие торгово-ремесленные города:
Полоцк (IХ век);
Заслав, Туров (Х век);
Брест, Витебск, Минск, Лукомль и
другие (ХI век). Через них проходят важнейшие торговые пути,
способствующие быстрому развитию этих поселений.
Земли расселения полочан, радимичей и дреговичей постепенно полностью
входят в состав
Киевской Руси.
Однако уже внук Рагнеды и Владимира (1), полоцкий князь Брячислав
(1003-1044) начинает борьбу за независимость от Киева, продолжает ее и
его сын Всеслав. При князе Ростиславе (1125 – 1159) отделяется от
Киевской Руси и Смоленское княжество, а во второй половине XII века – и
Туровское. Начинается период феодальной раздробленности, во время
которого большие княжества дробятся на более мелкие, удельные. Наиболее
сильным из них является Полоцкое княжество.
С конца XII века немецкие крестоносцы начинают захват Прибалтийских
земель, часть которых находится в зависимости от Полоцкого княжества и
имеет смешанное славяно-балтийское население. Вскоре рыцари Тевтонского
ордена проникают и на белорусские земли, но терпят ряд поражений от
войск русичей (1237 год – они разбиты под Дрогичиным волынским князем
Данилой, в 1242 году – на Чудском озере князем Александром Невским).
Тем не менее, усобицы князей, усилившиеся во второй половине XII века,
подрывают мощь всей Руси и Полоцкого княжества в том числе.
На протяжении XI – XIII веков идет становление литовской
государственности и формирование Великого княжества Литовского.
Значительную роль в его формировании играли славянские земли Черной
Руси (Новогрудское и Гродненское княжества) (2). Еще в 1180 году
литовцы выступают как союзники полоцких князей, не имеющие собственного
сильного государства, но в летописях под 1183 годом рассказывается о
самостоятельных походах литовцев против полоцких князей, а чуть позднее
о разорительных набегах литовцев на Псков, Новгород, Ливонию. Причем
русские князья явно не ожидают такого натиска со стороны еще недавно
подвластных им племен. Так, под 1183 годом Новгородская первая летопись
сообщает: «
В ту зиму бились псковичи с
литовцами, и много было сделано вреда псковичам» (3). В
"Слове о полку Игореве" находим: «
Уже
бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю, и Двина
болотомъ течетъ онымъ грознымъ полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ. Единъ
же Изяслав, сынъ Васильковъ, позвони своими острыми мечи о шеломы
литовския, притрепа славу дду своему Всеславу, а самъ подъ
чрълеными щиты на кровав
трав
притрепанъ литовскыми мечи. Исхыти юна кров, а тьи рекъ: «Дружину твою,
княже, птиць крилы приод,
а зври
кровь полизаша». Не бысть ту брата Брячяслава, ни другаго – Всеволода;
единъ же изрони он жемчюжну душу изъ храбра тла чрсъ
злато ожерелие. Унылы голоси, пониче веселие. Трубы трубятъ городеньскии»
(4).
Литва набирает силы, объединяет слабые некогда небольшие княжества
(например, Нальшя, Девилтава, Нерис и другие), и постепенно перевес
оказывается не на стороне русичей. В первой половине XIV века в Европе
появилось новое сильное государство – Великое княжество Литовское. Во
время правления Великого князя Гедиминаса (1316–1341) к Литве были
присоединены Брестские, Витебские, Волынские, Галицкие, Луцкие,
Минские, Пинские, Полоцкие, Слуцкие и Туровские земли. В политическую
зависимость от нового государства попали также Смоленское, Псковское,
Галицко-Волынское и Киевское княжества. Многие русские земли,
стремившиеся найти защиту от монголо-татар, присоединялись к Литве
добровольно. Официальным языком Великого княжества Литовского, на
котором велось и делопроизводство, стал северо-западный диалект
древнерусского языка, на базе которого впоследствии развился
белорусский язык.
В 1385 году между
Польшей и
Литвой была заключена династическая уния. В 1386 году литовский Великий
князь Йогайло принял христианство и женился на польской королеве
Ядвиге, основав тем самым Ягеллонскую династию, привившую Польшей и
Литвой более двухсот лет. Во второй половине XVI века возникает
политическая необходимость более тесного объединения Польши и Литвы.
Московское государство во главе с Иваном IV Грозным начинает борьбу за
выход к морю. В 1569 году между Литвой и Польшей была заключена
Люблинская уния и образовано новое государство – Речь Посполита
(Польско-Литовская Республика). Заключение Люблинской унии позволило
Великому княжеству Литовскому взять верх в Ливонской войне. Речь
Посполита становится мощнейшим государством, с которым приходится
считаться соседним державам. Однако некатолическое население в новом
государственном объединении подвергается притеснениям.
Укрепление власти польских и литовских феодалов задержало развитие
белорусской народности и ее языка. После принятия Бресткой унии (1596
год), по которой украинская и белорусская православная церковь (5)
должна была подчиниться римскому папе, белорусский язык стал постепенно
уступать место польскому и латинскому.
В конце XV – начале XVI католическая церковь в Западной Европе
переживает очередной раскол (6). В результате Реформации возникает
новое направление в богословии – протестантизм. Основоположниками
протестантизма являются доктор богословия, священник католической
церкви Мартин Лютер (1483 – 1546; Германия), магистр философии,
священник Ульрих Цвингли (1484-1531; Швейцария, г. Цюрих) и богослов
Жан Кальвин (1509-1564; Швейцария, г. Женева). Активное участие в
становлении протестантского богословия принимали также Петр Вальденс
(XII век, Франция), профессор богословия Джон Виклиф (XIV век, Англия),
профессор богословия
Ян Гус
(XV век,
Чехия). Первые
идеи Реформации появляются в Великом княжестве Литовском в 1521 году.
Первоначально лютеранство начинают исповедовать горожане-иноземцы,
несколько позже в белорусских землях широкое распространение получает
кальвинизм. Первым кальвинистским центром в Великом княжестве Литовском
стал Несвиж. Здесь были основаны гимназия, библиотека, печатались книги
на старобелорусском и польском языках. В дальнейшем такие же центры
были основаны в Вильнюсе, Бресте, Заславе, Новогрудке, Слуцке и других
городах. Кальвинисты основывали школы (в том числе и для девочек),
библиотеки.
Конец XVI – первая половина XVII века является расцветом Речи
Посполитой. В 1609 - 1618 годах она ведет войну с Россией. В 1610 году
войска Речи Посполитой входят в Москву и королевич Владислав занимает
царский престол. Однако такое положение оказалось недолгим, и
русские войска отвоевывают свои территории.
Во второй половине XVII века
Россия
вступает в войну с Польшей на стороне Украины. В войне 1654 – 1667
годов действия развернулись на всей территории Беларуси. В 1665 году
русская армия захватила Вильнюс. Русский царь Алексей Михайлович
стремится привлечь на свою сторону православное население, но при этом
крестьян заставляют продавать хлеб по низким ценам, войска забирают у
них лошадей и продовольствие, мужчин насильно забирают в армию.
Население Беларуси оказывает активное сопротивление царской армии. В
1667 году, когда между Речью Посполитой и Россией было подписано
перемирие, к России отошли Смоленские земли, Левобережная
Украина.
За время этой войны население Беларуси сократилось более чем
наполовину.
В Речи Посполитой началась борьба за власть. При этом верх оказался на
стороне поляков. В 1696 году всё делопроизводство в Великом княжестве
Литовском было переведено на польский язык. В 1697 году польский сейм
официально запретил употребление белорусского языка в суде и
государственных учреждениях, а также в книгопечатании. Таким образом,
белорусский язык с этого времени продолжает существовать только как
язык с сильно ограниченными функциями.
В 1700 году Речь Посполита вступает в продолжительную Северную войну
против Швеции на стороне России и Дании. Война окончательно ослабила
государство, и Речь Посполита оказалась в полной зависимости от своих
союзников. В 1772 году Россия, Пруссия и Австрия подписали первый
договор о разделе Речи Посполитой, по которому к России отошли
восточная и северная части Беларуси. В 1793 году состоялся второй
раздел Речи Посполитой. В состав России вошли центральные земли
Беларуси. После восстания в Польше под предводительством Т. Костюшки
последовал третий раздел Речи Поспоитой (1795), в результате которого в
состав России перешли западные земли Беларуси, кроме Белостоцкого
района, вошедшего в состав Пруссии. В 1807 году эти земли были переданы
России Наполеоном Бонапартом.
Присоединение Беларуси к России поначалу не внесло изменений в жизнь
населения.
«Жалованная грамота
дворянству» (1785) уравняла в правах белорусскую шляхту с
российским дворянством. В Беларуси продолжают действовать католическая
и униатская церкви; в делопроизводстве сохраняется польский язык.
Начало XIX века считается пиком полонизации белорусских земель.
Во время Отечественной войны 1812 года часть шляхтичей поддержала
наполеоновскую армию, однако основное население Беларуси оказало
сильное сопротивление, которое было особенно ощутимым во время
отступления французов.
После Отечественной войны на белорусских и литовских землях время от
времени вспыхивают восстания, направленные против Российского
правительства, но они не имеют успеха.
Во второй половине XIX века насильственная полонизация сменяется
насильственной русификацией. Повсеместно утверждается, что Беларусь
является западной частью Российской империи, а ее население не имеет
этнической самобытности. Тем не менее в это время белорусский этнос
формируется именно как нация, обладающая собственным языком, самобытной
культурой, поддерживающая тесные экономические и политические связи с
соседними регионами. В Беларуси формируются новые социальные классы:
рабочих и буржуазии. Во второй половине XIX века окончательно
складываются и этнические термины:
Беларусь,
белорусы. (7) Однако к началу ХХ века процесс формирования
белорусской нации еще не завершен.
Во второй половине XIX века политически активным становится третье
сословие – разночинцы, а в начале ХХ столетия в политику втягиваются и
рабочие. Большое распространение получают марксистские партии. Именно
поэтому в Беларуси безоговорочно поддерживаются и революция 1905 года,
и революции 1917 года, в результате которых Российская империя
прекращает свое существование.
В ноябре 1917 года в Беларуси провозглашена советская власть. Однако в
феврале – ноябре 1918 года большая часть Беларуси была оккупирована
германскими войсками. Однако в ноябре 1918 года в Германии произошла
буржуазно-демократическая революция. Был заключен Брестский мирный
договор, и войска РСФСР начали занимать оккупированные территории. До
середины февраля 1919 года они заняли всю территорию Беларуси. 1 января
1919 года было объявлено о создании Белорусской Советской
Социалистической Республики (БССР), Смоленская, Витебская и Могилевская
губернии вошли в состав РСФСР; Минская и Гродненская губернии
вместе с Литвой должны были образовать Литовско-Белорусскую Республику
(Литбел).
Во 1918 году вновь возрождается Польша, правительство которой стремится
возродить Речь Посполиту. В декабре 1918 г. Польша пытается вернуть
украинские и белорусские земли и к марту 1919 года оккупирует ряд
белорусских городов. В марте 1921 года между Россией, Украиной и
Польшей был подписан мирный договор, по которому Западная Беларусь
отошла к Польше. Восточная Беларусь оставалась в составе БССР и РСФСР.
30 декабря 1922 года был создан Союз Советских Социалистических
Республик (СССР), в состав которого вошла и БССР.
В 1941-1944 годах Беларусь оккупирована немецко-фашистскими войсками
(территория Западной Беларуси была оккупирована в 1939 году, когда
германские войска захватили Польшу). В течение всего периода оккупации
на территории Беларуси действуют партизанские соединения.
В середине 80-х годов ХХ столетия вместе с другими республиками СССР
Беларусь вступает в политический и экономический кризис, результатом
которого была ликвидация Советского Союза и формирование
самостоятельных республик. В июле 1990 года Верховный Совет республики
принял декларацию о государственном суверенитете Беларуси. В марте 1994
года была принята Конституция Республики Беларусь, а в апреле этого же
года состоялись выборы Президента.
Краткий очерк культуры
Во II – V веках на территорию современной Беларуси приходят
славяне-язычники, среди которых распространено поклонение Перуну,
Даждьбогу, Велесу, Стрибогу, Тёте (Цёце), Яриле, Купале, Жиценю (8),
Роду и Рожаницам, а также всевозможным духам – домовому (
дамавик), водяному (
вадзяник), лешему (
лесавик) и др. Некоторым богам
приносили человеческие жертвы. При захоронении был распространен обряд
трупосожжения.
Большое значение на направление развития культуры оказало принятие
славянами христианства. В документах 992 года впервые упоминается
о Полоцкой епархии, вероятно, примерно в это время христианство
по византийскому образцу проникло на земли Беларуси. Греческое влияние
находит отражение в архитектуре. Наиболее древним христианским
сооружением Беларуси является Софийский собор, построенный в Полоцке на
берегу Западной Двины по заказу Всеслава Чародея между 1044 и 1066
годами. При строительстве храм имел форму куба, венчали его
семь шлемовидных куполов.
Снаружи он был неоштукатуренным. Сохранились западная и
восточная стена сооружения XI века, на которых хорошо видна
заимствованная у греков кладка с утопленным рядом: каждый второй ряд
кирпичей (плинфы) сдвинут в глубь кладки и закрыт цемяночным раствором,
состоявшим из гашёной извести и толчёного кирпича. Изнутри храма был
разделён шестнадцатью колоннами на пять продольных рядов, стены его
украшали фрески. По свидетельству первого известного плана Полоцка
(1579), в начале ХVI века Софийский собор был перестроен в храм
оборонного типа, а с 1596 года он перешел к униатам. В 1710 году в
Софийском соборе произошёл взрыв порохового склада, поэтому спустя 28
лет из Вильно был приглашен архитектор Ян Криштоф Глаубиц для
восстановления храма. Однако после перестройки, которая завершилась в
1750 году, Софийский собор уже мало напоминал православную святыню.
Теперь он представляет собой трёхнефную одноапсидную базилику (9),
ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 метров поднялись
две симметричные башни. Как башни, так и весь храм выстроен в стиле
позднебелорусского барокко, характеризующегося обилием лепных
украшений, фигурных карнизов и устремленностью вверх.
С наступлением феодальной раздробленности (XII век) архитектура храмов
изменяется, появляются местные школы зодчества. Для архитектурных
сооружений XII века характерна одна выступающая апсида и две прячущиеся
в стене, верхнюю часть храма венчают кокошники килеобразной формы.
Примером
такой архитектуры является Спасо-Преображенская церковь, построенная по
проекту монаха-зодчего Иоанна по заказу святой Евфросинии Полоцкой. Эта
церковь входит в храмовый комплекс Спасо-Евфросиниевского женского
монастыря в Полоцке. Полоцкие мастера сохранили в своих постройках
кладку с так называемым «спрятанным рядом», при которой ряды плинфы
перемежаются с рядами камней.
Примерно в это же время (XII век) в западных землях формируется
гродненская школа, для которой характерна однородная кладка, украшение
стен полироваными плитками и шлифованными камнями. В конструкции стен
используются горшки-голосники, которые замуровывались в стену для
создания в храме лучшей акустики. Характеризует гродненскую школу и
отсутствие фресковой росписи. Всё это наилучшим образом представлено в
Борисоглебской (Коложской) церкви в г. Гродно (конец XII века).
В XII веке в Полоцке находилось около десяти храмов, в Смоленске –
семь, в Гродно – три, в Минске, Витебске, Новогрудке, Турове, Пинске,
Волковыске – по одному. Строительство на территории Беларуси постепенно
расширяется. Зодчие возводят не только храмы, но и княжеские замки, как
например в Гродно, а со второй половины XIII века начинается
строительство оборонительных башен.
Из
всех оборонительных сооружений этой эпохи до наших дней сохранилась
только Белая вежа в г. Каменец. Внешний вид башни необычайно прост:
пояс и зубцы. Однако расположение на холме, монолитность сооружения и
лаконизм деталей делают своё дело, и башня производит впечатление
неприступной твердыни. Круглая башня имеет в диаметре тринадцать с
половиной метров при толщине стен - два с половиной метра. Пять этажей
башни с окнами-бойницами возвышаются над землей на тридцать метров.
Связь между этажами осуществляется по внутренней деревянной лестнице и
по каменной лестнице, вырубленной внутри стены, начиная с третьего
яруса до смотровой площадки. Такой стиль был распространен в Западной
Европе в XII – XVI веках.
С XI века в Беларуси начинает развиваться монументальная живопись
(фрески), иконопись, книжная миниатюра. В начале развития эти виды
ис-кусства испытывают сильное влияние Византии и Западной Европы, но
уже в XII веке в нем появляются и собственно белорусские черты.
В последующие столетия на белорусскую архитектуру сильный отпечаток
накладывают западноевропейские стили. Ярким примером готического стиля
является Лидский замок, который был построен в 1323-1325 годах князем
Гедимином. На протяжении нескольких столетий он оставался одной из
самых мощных крепостей на западе Беларуси. На протяжении веков замок
неоднократно уничтожали и отстраивали заново, однако общий готический
стиль сохраняется до сих пор. Он заложен на насыпном холме (около шести
метров в высоту), окруженном широким рвом с водой. План крепости
приближается к квадрату и имеет площадь более половины гектара. Толщина
стен у основания достигает двух метров, высота - более двенадцати
метров. Верхняя часть стен, углы и обрамления проемов облицованы
кирпичом, основной массив крепости сложен из крупных камней-валунов. В
углах крепости по диагонали, выдаваясь во двор, располагались две
прямоугольные башни, верхние этажи которых были приспособлены под
жилье. На территории крепости в прошлом находились православная
церковь, а также жилые и хозяйственные постройки. В архитектуре
сооружения наряду с готикой встречаются формы романского зодчества, что
было обычным для ранних произведений монументального строительства в
Беларуси.
Во
второй половине XVI века в белорусской архитектуре устанавливается
барочный стиль. Наиболее ранним из сохранившихся до наших дней
сооружений, выполненных в этом стиле, является костел иезуитов в
Несвиже (архитектор – Ян Мария Бернардони, 1554 – 1593) по прототипу
римского храма Иль Джезу. Сооружение представляет трехнефную купольную
базилику с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт
цилиндрическими сводами с люнетами, боковые вефи, расчлененные на
квадраты, – крестовыми сводами. Нагрузку стен среднего нефа
воспринимают шесть массивных столбов. Фасад костела имеет двухъярусную
композицию. Криволинейные формы верхнего яруса, ниши со скульптурами
характерны именно для барокко.
Пышностью и торжественность отличается и интерьер храма, который
украшен живописью и резьбой. Храм является родовой усыпальницей князей
Радзивиллов.
В конце XVI – первой половине XVII веков идет поиск новых архитектурных
форм. Оборонительные замки-крепости сменяются замками-дворцами. Во
второй половине XVII века для них характерно П-образный план с
анфиладой, парадным двором, богатым декором. Культовые сооружения
представляют теперь безбашенную базилику (доминиканский костел в
Столбцах), а во второй половине XVII века – двухбашенную базилику
с несколькими ярусами, фасад насыщен архитектурной пластикой
(Николаевская церковь в Могилеве).
Несмотря на сильное западноевропейское и греческое влияние, в
искусстве Беларуси сохраняются и развиваются национальные традиции. К
XVIII столетию формируется собственно белорусская иконописная школа,
представленная полесской, могилевской, полоцко-витебской,
слуцко-минской, гродненской традициями. К особенностям белорусской
иконописи можно отнести особый символизм в выявлении типажей,
тщательность в передаче деталей. Уже с XVII века художники стараются
сохранять натуральные пропорции человека; располагать предметы в
пространстве; персонажи изображаются в светской одежде («Рождество
Богородицы» Петра Евсеевича из Галинца). В связи с распространением
униатства в белорусской иконописи появляется детально выписанный фон,
золочение, серебрение, а иногда и покрытие эмалями, характерные для
западноевропейского ренессанса и барокко. Вместе с тем в росписи храмов
обнаруживается сильное влияние народных традиций, которое отражается в
изображении на стенах храмов местного пейзажа и простонародных
персонажей (роспись Богоявленского монастыря и Николаевской церкви в
Могилеве). В замковой архитектуре фрески почти не употребляются.
Значительное развитие в это время получает портретная живопись (К.
Веселовский, Я. Радзивил, М.К. Агинский, А. Пацей). Художники большое
внимание уделяют передаче деталей одежды, поза изображаемого отличается
скованностью.
Декоративно-прикладное искусство Беларуси характеризуется изготовлением
художественного стекла, изразцов (при строительстве Покровского собора
в Измайлове (Москва) в качестве украшения использовались белорусские
изразцы), слуцких поясов. Вершиной творчества декоративно-ажурной
резьбы по дереву является «белорусская резьба», в основе которой лежит
растительный орнамент, переплетающийся с позолоченными человеческими
фигурками. Ею украшен, например, иконостас Новодевичьего монастыря.
Выходцы из Беларуси положили начало стилю так называемого
«нарышкинского барокко», распространенного в Московском государстве
XVII века.
С образованием Речи Посполитой развитие белорусской культуры
затормаживается, но не затухает окончательно. В первой половине XIX
века происходит последовательный переход от искусства барокко к
классицизму и романтизму. Показная торжественность и напыщенность
сменяется строгостью композиции, компактностью объема, правильными
геометрическими очертаниями и простотой фасадного декора. Наиболее
известные белорусские архитекторы этой поры – М. Львов и Я.
Гуцэвич.
Во второй половине XIX века получают развитие новые архитектурные
направления: неоромантизм, неоготика, необарокко, неклассицизм и
другие, которые возвращаются к старине, по-новому интерпретируя её. На
рубеже XIX – XX веков складывается стиль модерн, которому свойственно
использование новых строительных материалов (в частности железобетонных
конструкций). Для этого стиля характерна асимметрия дверных и оконных
проемов, богатый лепной декор, сочетание элементов античного,
готического и народного искусства.
Одним из центров развития белорусской живописи, скульптуры и графики
стал Виленский университет, из стен которого вышли мастера разных
жанров: портретного (И. Алешкевич, В. Ванькович), пейзажного (В.
Дмоховский, А. Гаравский), бытового (У. Бычковский, К. Русецкий, Н.
Силиванович), исторического (Я. Суходольский, К. Альхимович,
И.Трутнёв) и другие. Во второй половине XIX века у белорусской
живописи доминирующими становятся реалистические тенденции. В начале ХХ
века появляется множество частных школ, среди которых выделяется школа
Ю. Пэна, из которой вышли К.Малевич и М.Шагал.
ХХ век привносит в развитие белорусской культуры изменения, характерные
для исторической эпохи. Доминирующим художественным направлением
становится социалистический реализм, отход от которого наметился в
конце столетия.
Литература
Baranauskas T. Lietuvos valstybės ištakos. Vilnius, 2000. (Баранаускас
Т. Истоки Ли-товского государства).
Археалогія Беларусі: У 4 т. Т.1 – 3. / Рэдкал.: М.В. Біч (старш.) і
інш. – Мн., 1997 – 2000.
Асветнікі зямлі Беларускай Х – пач. ХХ ст.: Энцыкл.давед. / Рэдкал.
Г.П. Пашкоў і інш. Мн., 2001.
Булахов М.Г., Жовтобрюх М.А., Кодухов В.И. Восточнославянские языки.
М., 1987.
Все страны мира. Энциклопедический справочник / Авторы-сост. И.О.Родин,
Т.М.Пименова. М., 2003.
Гiсторыя Беларусi: У 6 т. Т.1. / В. Вяргей, І. Ганецкая, М. Гурын і
інш.; Рэдкал.: М.П. Касцюк (гал. рэд.) і інш. – Мн., 2001.
Гісторыя сялянства Беларусі: Са стараж. часоў да 1996 г.: У 3 т.
Т.1–2./ Гал. рэд. М.П. Касцюк. – Мн., 1997 – 2002.
Доўнар-Запольскі М.В. Гісторыя Беларусі. – Мн., 1994.
История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов,
В.Г. Мазец. – Мн., 2000.
История Беларуси: Словарь-справочник / Под ред. С.Ф. Дубенецкого. Мн.,
2000.
История Беларуси: Учебное пособие /Е.Л. Абецедарская, П.И. Бригадин,
Л.А. Жи-лунович и др.; Под ред. А.Г. Кохановского и др. – Мн., 1997.
Ігнатоўскі У.М. Кароткі нарыс гісторыі Беларусі. – Мн., 1992.
Карскі Я. Беларусы / Уклад. і камент. С. Гараніна і Л. Ляўшун; Навук.
рэд. А. Мальдзіс; Прадм. Я. Янушкевіча і К. Цвіркі. – Мн., 2001.
Ковкель И., Ярмусик Э. История Беларуси с древнейших времен до нашего
времени. – Мн., 2000.
Лыч Л., Навіцкі У. Гісторыя культуры Беларусі. – Мн., 1997.
Народная культура Беларусі: Энцыкл. давед. / Пад агул. рэд. В.С.
Цітова. Мн.: БелЭн, 2002.
Чантурия В.А. Архитектурные памятники Белоруссии. – Мн., 1982.
Чигринов П. Г. Очерки истории Беларуси. – Мн., 2002.
Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Мн., 1993 – 2003.
Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя /Гал. рэд. І.П. Шамякін. Мн., 1989.
Примечания
1. В 980 году новгородский князь Владимир во время
похода на Киев захватил Полоцк, убил князя Рогволода и его сына, а дочь
Рагнеду взял в жены.
2. Новогрудок (Новгородок) был первой столицей Великого княжества
Литовского.
3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.
М.-Л., 1950. С. 37.
4. Слово о плъку Игоревэ, Игоря, сына Святъславля, внука Ольгова
/ Хрестоматия по истории русского языка / Авт.-сост. В.В.Иванов,
Т.А.Сумникова, Н.П.Панкратова. М., 1990. С.167.
5. Славяне Белой Руси приняли христианство по византийскому
образцу вместе с другими славянами Киевской Руси в конце Х века. На
протяжении XI – XII веков оно распространилось по всей территории
современной Беларуси, не встретив сильного сопротивления со стороны
язычников. Униатство в Беларуси распространено сейчас в значительно
меньшей степени, чем на Украине.
6. Первый раскол в христианстве произошел в 1054 году.
Христианство разделилось на православную (восточную) и католическую
(западную) церкви.
7. Впервые термин Белая Русь
встречается в "Ипатьевской летописи" под 1315 г. Он применяется к
западным землям России, свободным от Великого княжества Литовского.
8. Жицень – трехглазое
божество осени и урожая. Он появляется на нивах и огородах, осматривая,
весь ли урожай убран. Неубранные колосья он связывает в сноп и уносит
на поле аккуратного хозяина. Вследствие этого на будущий год тот
участок, где Жицень подобрал колосья, ждет неурожай, а тот участок,
куда он перенес свой сноп, ожидает обильная жатва.
9. Апсида, абсида (от
греч. hapsis, род. падеж hapsidos - свод) - выступ здания, полукруглый,
гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или
сомкнутым полусводом. Впервые апсида появились в древнеримских
базиликах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ,
ориентированный обычно на восток. Базилика
- (греч. basilikē - царский дом) - один из главных типов христианского
храма. В плане базилика представляет собой прямоугольник, внутреннее
пространство которого разделяется рядами колонн или столбов на
продольные части – нефы. Раннехристианская базилика разделялась внутри
двумя рядами колонн на три нефа, из которых главный неф включал в себя
апсиду, увенчанную куполом, где размещается алтарь.