Самым большим по площади
славянским государством в настоящее время является
Россия (Российская Федерация). Она
занимает территорию в 17 075 400 квадратных километров, что составляет
76 % от площади бывшего СССР. Более трети страны расположено в Европе,
остальная территория - в Азии. Общее географическое положение страны
определяется как северо-восток Евразии. Россия граничит с Китаем,
Монголией, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Беларусью,
Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией и Норвегией, имеет выход
в Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское,
Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Каспийское, Черное и
Балтийское моря.
Численность населения – около 150 миллионов человек, среди них 76 % -
городское население, 24 % - сельское. Кроме русских, в России проживают
представители более ста других национальностей, в том числе и
славянских (украинцы, белорусы, поляки).
Государственным языком является
русский.
В настоящее время Россия является федеративной республикой. Государство
возглавляет президент.
Столица - Москва.
Краткий очерк истории
На территории современной России (Российской Федерации) в разное время
располагались различные государственные образования. Наиболее ранним из
них является
Киевская Русь,
возникшая в конце VIII века и более чем на три века объединившая
восточных славян. К XII веку Киевская Русь приходит в упадок и
распадается на несколько самостоятельных враждующих между собой
княжеств: Полоцкое, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Киевское,
Переяславское, Новгород-Северское, Черниговское, Муромо-Рязанское,
Смоленское. Наиболее сильными среди них являются
Владимиро-Суздальское
княжество и
Новгородская
республика. Удельные княжества ведут
постоянные междоусобные войны, весьма жестокие и кровавые. Этими
войнами пользуются соседи русичей, и в XIII веке Новгородскому
княжеству приходится постоянно отражать нападения шведов и немцев
(Невская битва 1240 год и Ледовое побоище 1242 год). Восточные
княжества подвергаются татаро-монгольскому нашествию и почти на двести
пятьдесят лет подчиняются ханам Золотой орды; западные княжества
попадают в зависимость от Великого княжества литовского и Польши.
Новгородские земли сохраняют самостоятельность. Феодальная
раздробленность ведет не только к политическому ослаблению и распаду
государства, в языковом плане она несет также увеличение диалектных
различий между говорами, что в конечном счете послужило основой для
формирования трех самостоятельных восточнославянских народов и их
языков.
Русские княжества в XII веке (по Голубцову;
границы обобщены)
Среди восточнославянских земель постепенно растет значение
Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Боголюбский, сын Юрия
Долгорукого, делает Владимир столицей княжества и начинает объединять
вокруг него русские земли. Спустя некоторое время он переносит столицу
в Москву, и с XIV века уже существует сильное централизованное
Московское государство,
образование которого фактически завершилось в
1547 году, когда Иван IV Грозный был коронован царем. С созданием
единого централизованного государства связано возникновение
великорусской народности.
В XVI - XVII веках Россия расширяет свои
границы, и в состав Российского царства вошли Поволжье, Урал, Западная
Сибирь – на востоке, некоторые территории, ранее захваченные Речью
Посполитой , – на западе. Это превращают Россию в обширную по
территории великую многонациональную державу. Она начинает играть
важную роль в европейских делах и привлекает к себе все большее
внимание западных стран.
В середине XVII века царем России становится Алексей Михайлович, первый
из династии Романовых, правившей государством по 1917 год. В конце XVII
века на трон России взошел его сын, Петр I, правление которого в корне
изменило судьбу страны. По образцу европейских государств в России
открываются заводы, мануфактуры, строится флот (Россия получила выход в
Балтийское море), создается регулярная армия. Коренные изменения
претерпело и государственное управление: вместо боярской думы и
приказов учреждаются Сенат и подчиненные ему коллегии. В 1722 году была
введена
«табель о
рангах», в соответствии с которой все гражданские и военные чины
были разделены на четырнадцать степеней, или рангов. Начинать службу
нужно было с низшего, четырнадцатого ранга, независимо от происхождения
служащего. Повышение в чинах ставилось в прямую зависимость от личных
успехов каждого. Ряд изменений коснулся и церкви. В 1721 году в стране
уничтожается патриаршество, а на смену ему приходит Святейший
правительствующий синод, возглавляет который светское лицо -
обер-прокурор. Церковь, таким образом, подчиняется власти гражданской,
ставится в зависимость от нее. Для четкого размежевания светской и
церковной литературы вводится гражданский шрифт, после чего старым
шрифтом печатались только богословские и богослужебные книги. В 1721
году Россия была провозглашена
империей.
Расцветом
Российской империи
принято считать правление Екатерины II
Великой. В это время делаются огромные шаги по пути просвещения,
открывается Московский университет.
Из наиболее значимых событий до 1917 года следует отметить также
Отечественную войну 1812 года; реформу 1861 года, отменившую крепостное
право в России; революцию 1905 года, приведшую к созданию в России
первого парламента - Думы, просуществовавшего до 1918 года.
К началу ХХ века (1914) Российская империя занимает около двадцати двух
миллионов квадратных километров. В её состав входят Восточная Европа,
Великое княжество Финляндия, большая часть Польши, Кавказ, Сибирь,
часть Средней Азии.
Среди наиболее значимых политических событий ХХ века нужно назвать
февральскую и октябрьскую революции 1917 года; гражданскую войну;
образование нового государства -
Союза
Советских Социалистических
Республик (СССР), в состав которого входила
Российская Советская
Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР);
коллективизацию;
репрессии 1930-х годов; Великую Отечественную войну; период «Оттепели»
начала 60-х годов и последовавший за ним период застоя. После распада
СССР в декабре 1991 года
Россия
(Российская Федерация) стала
независимым государством.
Краткий очерк культуры
Русская культурная традиция берет свое начало в культуре Киевской Руси
и, глубже, в культуре славянских и неславянских племен составивших
древнерусскую народность. На протяжении веков она не только развивалась
самостоятельно, но и испытывала на себе влияние (иногда значительное)
народов, которые так или иначе взаимодействовали с русичами
(финно-угорские, норманнские, балтские, тюркские племена); языческой и
христианской идеологии, способствовавшей развитию архитектуры,
скульптуры (вырезанные из дерева и камня идолы), живописи,
письменности.
Дохристианская зодческая традиция была в основном деревянной. Некоторые
формы деревянного строительства позднее вошли в каменную архитектуру и
стали отличительной чертой русского зодчества. До наших дней дошло
немного дохристианских памятников культуры, однако основные языческие
мотивы еще долгое время присутствуют в орнаменте не только светских, но
и культовых сооружений. Например, в каменной резьбе на стенах
христианского собора Покрова на Нерли (г. Владимир), помимо
традиционной для культовых сооружений христианской символики,
растительный орнамент переплетается с изображениями львов, грифонов,
мифических человеко-зверей.
Софийский собор. Киев
После крещения Киевской Руси на древнерусскую
культуру сильное влияние
оказывает византийская художественная и литературная традиция. Не
секрет, что при выборе православия князем Владимиром немаловажную роль
сыграл культурно-эстетический критерий, о котором упоминается в
"Повести
временных лет". Посланцы русского князя побывали на
торжественном
богослужении в константинопольском храме святой Софии и были потрясены
как красотой самого храма, так и великолепием и гармоничностью
увиденного обряда. С крещением Руси церковное византийское искусство
было воспринято и переработано под воздействием местных традиций
русичами.
В летописях рассказывается, что вскоре после крещения в Киеве
византийскими мастерами была возведена каменная Десятинная церковь. Мы
не можем точно сказать, каким было это сооружение, так как оно было
разрушено монголо-татарами в 1240 году, но в 1037 – 1054 годах в Киеве
русскими и греческими мастерами был возведен Софийский собор,
красотой которого мы можем любоваться по сей день. Конструкция XI
века значительно отличалась от той, что представлена сейчас,
после перестроек собора в XVII – XVIII веках, когда в общий вид
сооружения были внесены барочные мотивы. На восточном фасаде выступало
пять апсид, отражающих внутреннюю пятинефную структуру, с севера,
запада и юга собор окружали открытые галереи.
Венчали собор тринадцать куполов полусферической формы, покрытые
свинцом. Две ассиметрично поставленные лестничные башни на
западном фасаде вели на хоры. В восточной оконечности северной галереи
располагалась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные
саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и
других политических деятелей Древней Руси).
Собор сложен из темно-красного бутового камня, перемежающегося с
прослойками тонкого кирпича (плинфы), кладка основывается на розовом
цемяночном растворе. Изначально кладка была открытой, но на рубеже XVII
– XVIII веков стены собора были оштукатурены и побелены. К XVII веку
относится и первое поновление фресок (1), которое несколько раз
повторялось на протяжении XVIII – XIX веков. Особую ценность
представляет мозаика (2), покрывающая около двухсот шестидесяти
квадратных
метров стен Софийского собора. Мозаика дошла до наших дней практически
без изменений.
С середины XII века византийское влияние в архитектуре ослабевает, но в
живописи продолжает сохраняться еще долгое время.
Софийский собор.Великий Новгород
Элементы западноевропейской
культуры начинают проникать на Русь с
середины XI века и особенно усиливаются во второй половине XII – начале
XIII века, в период расцвета романского стиля и ослабления
византийского влияния на Руси. Элементы романского стиля можно
обнаружить в архитектуре Софийского собора в Великом Новгороде. Одним
из западноевропейских элементов храма является его расположение на
холме, что подчеркивает возвышение божественного над земным. Кроме
того, как романское здание Софийский собор имеет массивные стены, узкие
проёмы окон, углубленные порталы, которые придают сооружению особую
торжественность и мощь. Обязательным и важным архитектурным элементом
романского стиля является наличие башен. Софийский собор, согласно
традициям романского строительства, представляет собой систему простых
стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров),
поверхность которых расчленяется лопатками, аркатурными фризами и
галереями.
Облик новгородской Софии лучше других домонгольских храмов сохранил
первоначальный вид. Первоначально, согласно древнерусской традиции,
собор был сделан из дерева, позднее деревянные стены заменили
кирпичными, изготовленными из местного белого камня, которые
скреплялись известковым раствором. Надо сказать, что использование
местного строительного материала также является традицией романского
стиля.
Новгородский Софийский собор послужил образцом при строительстве
Антониева (1117 – 1119) и Юрьева (1119) монастырей,
Николо-Дворищенского собора (1113).
Новые новгородские постройки представляют собой четырехстолпные
кубические храмы с одним куполом и тремя апсидами. Церкви Благовещения
в Аркажах (1179), Параскевы Пятницы на Торгу (1207) и другие,
построенные в Новгородской республике на деньги прихожан, имеют
небольшие размеры и очень просты в оформлении. Это обусловлено еще и
тем, что храмы в Новгородской республике зачастую использовались как
склады товаров, место хранения имущества граждан.
Архитектура Пскова (церковь Спаса в Мирожинском монастыре, середина XII
века) отличается отсутствием столбов, трехглавыми сооружениями. В целом
же древнерусская архитектура этого времени (в особенности
владимиро-суздальская школа) отличается сплетением собственно русских
традиций с традициями романской западноевропейской школы. Отличительной
чертой русских храмов является архитектурная пластика, исполненная, в
отличие от романского стиля, жизнеутверждающих сил.
В XII – XIII веках формируются местные школы живописи. Наиболее
сформированными среди них являются новгородская, псковская и
владимиро-суздальская, отличавшиеся в мастерстве и способе передачи
персонажей. Новгородской фресковой живописи свойственно упрощение
художественных приемов и экспрессивность в передаче человеческих лиц.
Образы, представленные в псковской школе отличаются простотой,
психологической напряженностью. Лики святых, написанные в
ростово-суздальской школе, можно сказать, лиричны, теплы.
Монголо-татарское нашествие ослабило подъем русской культуры. Были
разрушены многие города, уничтожены памятники письменности, живописи,
зодчества, а вместе с ними утратились и некоторые художественные
традиции. Во время междоусобных войн, которые наносили культуре ничуть
не меньший урон, чем татаро-монголы, восстанавливать утраченное было
нелегко. Новый подъем культуры на Руси начинается только с появлением
нового сильного политического центра, которым становится сначала
Владимир, а затем Москва, то есть с середины XIV века.
Спас на Ильине улице. Великий Новгород
В
зодчестве XIV—XVI веков традиции областных архитектурных школ Руси,
сложившиеся до XIII века, получают новое направление развитие. На
рубеже XIII—XIV веков в Новгороде и Пскове возобновляется каменное
строительство. Новгородские постройки, как и прежде, делаются на
средства отдельных граждан (бояр, купцов) и коллективов «уличан». Новые
постройки отличаются легкостью, обилием света. Церкви нового типа –
Спаса на Ильине улице (1374) и Федора Стратилата (1360 - 1361) –
украшены декоративными нишами, которые заполнены фресковыми росписями,
скульптурными вкладными крестами, треугольными впадинами (Спас на
Ильине).
Ведется в Новгороде и гражданское строительство. Строятся каменные
палаты с Коробовыми сводами. В 1302 году в Новгороде был заложен
каменный детинец, который впоследствии несколько раз перестраивался.
Псковское зодчество развивается в направлении строительства крепостей.
Так, в 1330 году псковскими зодчими каменными стенами был окружен
Изборск – одно из крупнейших военных сооружений того времени; в Пскове
был построен большой каменный кремль. Псковские архитектурные
сооружения отличаются строгим видом, лаконичностью, в них почти не
используется декоративное убранство. Псковские мастера разрабатывают
особую систему перекрытия здания перекрещивающимися арками, что
позволяет при строительстве храма отказаться от столбов.
Русские зодчие в 1367 году в Москве возводят белокаменный Кремль, а в
конце XV – начале XVI века выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио
Солари, Алевиз Новый и Марк Руффо ставят новые красно-кирпичные стены и
башни. К этому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем
Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), новгородскими
строителями построена Грановитая палата (1487– 1489), а рядом с нею
псковские мастера выстроили Благовещенский собор (1484–1489). Чуть
позже все тот же Алевиз Новый завершает ансамбль Соборной площади
Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505–1509). За
Кремлевской стеной на Красной площади в 1555–1560 годах в честь взятия
Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия
Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой – шатром. Эта
деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI
веке (церковь Вознесения в Коломенском, 1532).
Живопись второй половины XIV–XV столетия – это время, когда творят
Феофан Грек и Андрей Рублев. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и
московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублёва
(«Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке,
его душе, нравственном совершенствовании, о поисках гармонии и идеала.
Живопись этого времени в России по темам и жанрам (иконопись, фрески)
остается глубоко религиозной, но в ней появляется обращение к
внутреннему миру человека, мягкость, философичность, гуманизм.
В середине XV века окончательно пала Византия, долгое время бывшая
оплотом православия. В связи с этим в Московском государстве с этого
времени возникает догмат «Москва – третий Рим», который в искусстве
воплощается в тяготении ко всему пышному, большому, «великому». В конце
XVI века Андрей Чохов отливает «Царь-пушку», которая не произвела ни
одного выстрела, несколько позже, при Анне Иоанновне, отец и сын
Моторины создают огромный «Царь-колокол» (1733–1735).
В XVII и особенно XVIII веках продолжает идти процесс «обмирщения»
культуры. Церковь утрачивает былую роль в распространении культурных
ценностей, которая постепенно переходит в светские круги. В это время
делаются попытки осмыслить и систематизировать накопленные научные
знания. Большое распространение получают различного рода «Травники» и
«Лечебники», содержащие описания трав и их свойств, наставления по
исцелению различных заболеваний. Афанасий Холмогорский в своей работе
«Шестоднев», исходя из геоцентрической теории Птолемея, описывает
строение мира, представляя Землю как шар. Многие ученые предпринимают
попытки географического, топонимического и исторического описания
разных мест России. Так, около 1640 года появляется «Роспись Сибирским
городам и острогам; в 1667 году – «Годуновский чертеж», названный по
имени тобольского воеводы П.И. Годунова; в 1701 году – «Чертежная книга
Сибири» С.У. Ремезова.
В церковном зодчестве продолжают развиваться традиции шатровой
архитектуры, появившиеся еще в XV веке, однако церкви все больше
становятся похожи на светские здания – дворцы. Таковы, например,
Троицкая церковь в Муроме, Троицкая церковь в Никитинках (Москва).
Палаты думного дьяка Аверия Кириллова
Каменные жилые дома появляются у дворян и богатых купцов.
Характерной чертой этих сооружений является богатое декоративное
оформление фасадов. Так, при отделке палат думного дьяка Аверкия
Кириллова на Берсеневской набережной были использованы нарядные изразцы
с синим рисунком по белому фону. Подобные жилые сооружения
появляются в Калуге, Ярославле, Нижнем Новгороде.
На рубеже XVII – XVIII веков, во время правления Петра I, в русской
архитектуре появляется новый стиль, получивший название «нарышкинское
барокко», или «московское барокко», в котором западноевропейский
«причудливый» (3) стиль переплетается с русской
декоративностью, воздушностью. «Московское барокко», преобразуя
элементы западноевропейского стиля, всё-таки остается доминирующим.
Главным украшением сакральных и светских зданий становятся декоративные
кружева, пришедшие в этот стиль из народного промысла - резьбы по
дереву. Белокаменная резьба, барочные криволинейные линии,
элементы архитектурного ордера (4) придают этому стилю
жизнеутверждающее, светлое начало. Кроме церкви Покрова в Филях
(1693), в нарышкинском стиле возведены церковь Троицы в Новоголутвином
монастыре в Коломне (1680-е), церковь Сергия Радонежского в
Троице-Сергиевой Лавре (1686), келейный корпус с палатами Нарышкиных в
Высокопетровском монастыре в Москве (1690), церковь Благовещения в
Никитском монастыре в Переславле-Залесском (1690), церковь Стефана в
Мирожском монастыре в Пскове (конец XVII века), колокольня церкви
Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле (1700), колокольня
Преображенского собора в Угличе (1730) и другие светские и церковные
сооружения.
Церковь Покрова в Филях (1693)
«Нарышкинским барокко» завершается развитие древнерусской архитектуры и
начинается её новый этап.
При Петре I Россия становится могучей империей, и на всей территории
проводится широкое строительство городов и отдельных сооружений
различного назначения. Появились новые типы зданий: верфи, арсеналы,
госпитали, театры, музеи, библиотеки. Архитектура Петровской эпохи
утверждает могущество России. Условно этот период называют «петровским
барокко», но нужно иметь в виду, что в работах русских и приглашенных
иностранных мастеров нередко встречаются и элементы классицизма.
Значительные преобразования в архитектуре России связаны со
строительством новой столицы. Первый проект Петербурга был составлен
французом А. Леблоном, но принята была лучевая планировка города,
предложенная русскими архитекторами П.М. Еропкиным, М.Г. Земцовым и
И.К. Коробовым. Главным лучом стал Невский проспект, лучи трех основных
магистралей сходились у Адмиралтейства (первое здание Адмиралтейства
построено по проекту И.К. Коробова в начале 20-х годов XVIII века). В
1703 году в Санкт-Петербурге была заложена Петропавловская крепость, в
1704 – судостроительная верфь, в 1708-1711 годах строится каменный
Летний дворец Петра (архитекторы М.Г. Земцов, Н. Микетти, А. Шлютер.
Ведущими типами сооружений в Петербурге становятся не храмы, а
общественные здания, городские и загородные дворцово-парковые ансамбли
с симметричной планировкой объектов. Здания возводятся в духе
французского классицизма.
Русское зодчество 40-50-х годов XVIII века называют русским,
«елизаветинским», или «растреллиевским» барокко. Итальянец Франческо
Бартоломео Растрелли прибыл в Россию вместе с известнейшим архитектором
Бартоломео Карло Растрелли по приглашению Петра I в 1715 году. Вместе с
ним они создавали чудесные архитектурные ансамбли и дворцы в Петровское
время и время правления Анны Иоанновны, а также возвели два дворца на
территории Курляндского герцогства для Бирона. Но настоящий расцвет
творчества Ф.Б.Растрелли приходится на время правления Елизаветы. В
50-60-е годы по проекту обер-архитектора были построены дворец в
Петергофе, Зимний дворец, перестроен дворец в Царском Селе и
другие сооружения. Мастер внес в барочный стиль свои
отличительные черты – он украшает все фасады здания, а не только
главный, как это было принято в Западной архитектуре, очень широко
использует раковинообразные декоративные детали. В традициях
древнерусского зодчества Растрелли активно использует возможности
цвета, ажурной пластики.
С приходом к власти Екатерины II на смену «елизаветинскому» барок-ко
приходит классицизм – строгий стиль с применением классических ордерных
форм. В этом стиле построены не только административные здания
(Академия художеств – А. Кокоринов, В. Деламот, Мраморный дворец – А.
Ринальди), но и помещичьи усадьбы, купеческие дома, дворцы мелкой
знати. В стиле позднего классицизма творят В. Баженов (дом Пашкова,
Каменноостровский дворец Екатерины II), М. Казаков (здание Московского
Сената в Кремле, Московский университет), И. Старов (Таврический
дворец).
Отличительные черты классицизма – единообразие, согласованность,
порядок, создание иллюзии гармонии и разумности монархии, политики
просвещенного абсолютизма. Здания отличает четкая планировка,
стоечно-балочная тектоническая масштабность. Новым в приемах
архитектурной композиции времен после Отечественной войны 1812 года
было свободное использование форм колоннады, аркады, портика и их
сочетаний в контрасте с большим полем гладкой, часто легко рустованной
стены; использование форм дорического ордера с целью создания
героического облика архитектуры; применение светлой окраски фасадов в
сочетании с белыми рельефами. По-новому использовалась и декоративная
скульптура, отражающая триумфальную и героическую тематику: лепные
венки, медальоны, военная атрибутика.
С 40-х годов XIX века виден отход от русского классицизма. На развитие
архитектуры оказывает влияние необходимость строительства промышленных
зданий – крупных корпусов фабрик, заводов – и доходных домов, в которых
располагалось большое количество квартир. При строительстве этих
сооружений используются и новые материалы: чугун, прокатное железо,
железобетон.
К концу XIX века создается новый стиль – модерн, в котором вычурность
линий, подчеркнутая асимметричность сочетаются со стилизованным
растительным орнаментом (в качестве декора используются формы лилий,
орхидей, ирисов) и мягкой цветовой гаммой фасадов. Примером здания,
выполненного в стиле модерн, является особняк Рябушинского (1900,
архитектор Ф. Шехтель).
В архитектуре России ХХ века выделяется четыре этапа:
1) 1917 – 1932 годы – период новаторства, попытки отойти от
традиционных архитектурных форм (здание Днепрогэса в Запорожье – 1929 –
1932, В. Веснин; мавзолей В.И. Ленина – 1929 – 1930, А. Щусев;
четырех-пятиэтажные многоквартирные дома секционного жилого типа,
фабрики-кухни, универмаги, рабочие клубы);
2) 1933 – 1954 годы – возвращение к классическому наследию (Дворец
Советов в Москве – 1939, В. Гельфрейх, Б. Иофан, В. Щуко; метрополитен
– с 1935 года; многоквартирные дома из крупных блоков; укрупненные
жилые кварталы; с 1947 года – строительство высотных зданий как символа
победы в Великой Отечественной войне;
3) с середины 50-х годов – архитектура, направленная на решение задач
индустриализации, удешевления объектов;
4) с конца 70-х – начала 80-х годов постепенно возвращается
индивидуальное проектирование зданий, что становится особенно заметно в
конце 90-х годов, когда начинается относительный подъем экономики
страны.
Литература
Булахов М.Г., Жовтобрюх М.А., Кодухов В.И. Восточнославянские языки.
М., 1987.
Все страны мира. Энциклопедический справочник / Авторы-сост. И.О.Родин,
Т.М.Пименова. М., 2003.
Громов М.Н., Ужанков А.Н. Культура Древней Руси / История культур
славянских народов. В 3-х тт. Т.1: Древность и Средневековье. М., 2003.
С. 211-299.
Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1995.
Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М.,
1990.
Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., 1998.
Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.
Примечания
1. Фреска –
рисунок, выполненный водяными красками по сырой штукатурке.
2. Мозаика – изображения,
набранные из разноцветных кубиков смальты.
3. Барокко - от итал. barocco,
фр. baroque, - странный, неправильный, причудливый.
4. Ордер – сочетание несущих и
несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и
художест-венная обработка. Ордер включает колонну с капителью, базой,
пьедесталом, а также несомые части: архи-трав, фриз и карниз.
Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции (дорический,
ионический, коринфский).