title

___  ___

Гостевая книга   |   E-mail  |  ICQ: 277308515  |  Навигация

 



Главная
Разделы сайта
Славяне. Кто они?
Истоки
Культура славян
Славянские государства

Первые государственные образования:
- Держава Само;
- Карантания (Хорутания);
- Первое Болгарское царство;
- Великая Моравия;
- Паннония;
- Киевская Русь.

Современные государства славян:

Россия

Украина

Беларусь

Польша

Чехия

Словакия

Болгария

Словения

Хорватия

Македония

Босния и Герцеговина

Сербия

Черногория (Монтенегро)

Полабские славяне, не имеющие своей государственности

Славянские языки
Письменность
Справочные материалы
Говорим и пишем по-русски
Библиотека

СЕРБИЯ


В 2003 году было создано Государственное Содружество Сербия и Черногория, ставшее правопреемником Социалистической Федеративной Республики Югославия (Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина) и Союзной Республики Югославии (Сербия, Черногория). 21 мая 2006 года в Черногории состоялся референдум, результатом которого стало образование двух самостоятельных государств – Черногории и Сербии.
Сербия и Черногория

Сербия располагается в центре Балканского полуострова и занимает территорию в 88 361 квадратный километр. Государство на юго-западе граничит с Черногорией, на западе – с Боснией и Герцеговиной, на северо-западе – с Хорватией, на севере – с Венгрией, на северо-востоке – с Румынией, на юго-востоке – с Болгарией, на юге – с Македонией и Албанией. Выхода в море не имеет.

Численность населения – около 10 миллионов человек. 62 %. В настоящее время подавляющее большинство жителей в Сербии составляют сербы. К наиболее многочисленным народам принадлежат также албанцы (16 %), черногорцы (5 %), венгры (3 %), бошняки (3 %). Кроме них, в Сербии проживают небольшие группы хорватов, цыган, словаков, македонцев, румын, болгар, турок, украинцев.

Среди верующих преобладают православные (65%), мусульман насчитывается примерно 19%, римских католиков 4%, протестантов 1%, исповедующих иные религии – 11%.

Государственный язык – сербский. В Сербии используется две азбуки – кириллица и латиница.

В настоящее время Сербия является республикой, возглавляет которую президент. Законодательный орган – Скупщина, состоящая из двух палат.

Столица – Белград (Сербия).

Краткий очерк истории

Около 1800 года до н.э. на месте расположения современных Сербии селятся иллирийские и фракийские племена. Около IV века до н.э. греки основывают колонии на берегах Адриатического моря, а кельты устраивают свои поселения во внутренних районах. В III веке до н.э. – I веке н.э. эту территорию завоевали римляне и частично романизировали местное население. Религиозно-политические преобразования в Римской империи и разделение ее в 395 году на Западную и Восточную отразились и на территории современной Сербии, которая была поделена между Византией и Римом. В дославянский период во время Великого переселения народов через эти земли проходят также вестготы, остготы, лангобарды, гунны, гепиды.

Славяне одновременно с аварами (в VI-VII веках) мигрировали из Карпат и Паннонии к югу и расселились по всему Балканскому полуострову. Чуть позднее из-за Дуная на эту же территорию приходят еще два сильных славянских племени – сербы и хорваты. Они распространяют свое влияние в центральной и восточной частях Балкан. Иллирийцы, фракийцы, греки и римляне занимают балканские города-крепости Сингидунум (ныне Белград) и Сердика (ныне София), частично переселяются на побережье и в горы, частично мигрируют в Албанию, а остальные ассимилируются славянами.

С 658 года известно государство Карантания (Хорутания), в состав которого входят и некоторые южнославянские племена (альпийские славяне), однако уже в 745 году оно попадает в зависимость от Баварии, а в 20-х годах IX века это государство исчезает окончательно. Христианизация  славян на сербской земле встретила сильнейшее сопротивление. В начале IX века славяне, селившиеся между Македонией и Дунаем, изгнали византийских миссионеров и возвратились к язычеству. Однако во второй половине IX века христианство все-таки проникает в эти земли. В 863 году по пути в Моравию миссионерская группа Кирилла и Мефодия распространяет новую веру среди жителей Рашки (1) – сербского государства, возникшего в начале IX века. Принятие христианства стало удачным политическим шагом преемников Властимира. 

Это позволило укрепить положение сербов на Балканах и противостоять распространению политического влияния Первого Болгарского царства. Однако в 924 году болгарскому царю Симеону все же удалось захватить Рашку и на какое-то время распространить здесь свое влияние. Через несколько лет сербский князь Часлав Клонимирович, бежавший из Болгарии, организовал восстание и создал первое Сербское княжество, в которое вошли Дукля (2), Рашка, Травуния (3) и часть Боснии. Поскольку восстание проходило при непосредственной поддержке Византии, Сербское княжество находилось в вассальной зависимости от нее. Междоусобные войны преемников Часлава ослабили государство, и в конце Х века его покорил македонский царь Самуил. В это же время к сербам из Македонии проникает богомильство, внесшее разлад в некрепкую еще христианскую веру и препятствующее созданию единой сильной политической власти. В 1077 году статус королевства получает Зета, которое политически подчиняет себе Рашку. Однако уже в начале XII века Рашка становится вассалом Византии; впрочем, в скором времени позиции Византии на Балканах ослабевают.

В конце XII века к власти в Рашке приходит династия Неманичей. Границы сербского государства расширяются до Ниша (Нисса) на востоке и до Адриатики на западе, в 1180-1190 годах Стефан Неманя присоединил к своим владениям Косово Поле, Метохию и Призрен. Сербия XIII – XIV веков – одна из экономически процветающих держав. В конце XIII века сербская знать к своим родовым поместьям «баштина», передаваемым по наследству, стала прибавлять поместья, дарованные за военную службу, – «прония». Стефан Душан расширяет сербские владения, присоединив центральную и южную Македонию, Албанию, Эпир, Фессалию и Акарнанию (западная часть Греции). В 1345 году он провозглашает себя царем сербов и греков, а в следующем году учреждает Сербский (Печский) патриархат. Чтобы упорядочить феодальные взаимоотношения, Стефан Душан на соборе в Скопье в 1349 году утверждает "Законник", который долгое время остается основой конституционного правления того времени. В зависимость от закона ставятся не только жители Сербской деспотовины, но и ее правитель. Таким образом, к началу XIV века сербское государство Неманичей (Сербская деспотовина) превращается в крупную державу, но процесс политической консолидации сербских земель, наиболее активно проходивший в конце XIV – середине XV  веков, так и остается незавершенным. Этому помешало усиление сопредельных с Сербией государств. В первой половине XV века под власть Венгерского королевства попали часть Боснии, Белград с некоторыми районами северной Сербии; к Венеции отошли Истрия, Далмация, Котор и Зета. В XIV веке на территорию Балканского полуострова начинают претендовать турки. Османская империя стремится расширить свои владения, а отсутствие политического единства между сербами, хорватами, боснийцами и албанцами способствует турецкой экспансии на Балканах. Наиболее значительной для той и другой стороны оказалась битва на Косовом Поле (1389 год), когда балканские народы выступили против турецких войск. Однако османы значительно превосходили в численности и одержали уверенную победу над союзными войсками. Сразу после битвы на Косовом Поле турецкие войска захватили македонские земли, в 50-х годах XV века – Сербию, в 1463 году – Боснию, в 1482 году – Герцеговину, в 1496 году – Черногорию. Сохранила самостоятельность лишь Дубровницкая республика. В 1521 году турецкие войска заняли Белград.

Поражение в битве на Косовом Поле вынудило многих сербов покинуть свои земли и переселиться в южные районы Венгерского королевства, за реки Саву и Дунай (современная Воеводина). Именно туда теперь перемещается центр сербской духовной и культурной жизни. Еще больше значение Воеводины усиливается после заключения Карловицкого мира (1698), вызвавшего новый отток сербов за Саву и Дунай.

Особенно сильный на территории Боснии и Герцеговины процесс исламизации проходил и на других территориях Балканского полуострова, в том числе и в Сербии. Однако здесь он встретил известное сопротивление со стороны Сербской православной церкви, которая на протяжении XV-XIX веков не раз руководила восстаниями славян против османского владычества. Восстания местного населения и австро-турецкие войны приводят к ослаблению Османской империи. Часть славянских земель, освободившись от турецкого владычества, тут же попадает под влияние Венгрии. В 1796 году независимости добивается Черногория, а население Белградского пашалыка получает от турецких властей ряд уступок.
Оккупация Наполеоном Египта вынуждает Турцию в целях самообороны ужесточить свою политику, что вызывает недовольство подвластных ей югославян. В 1804-1813 годах в Белградском пашалыке при поддержке России (русско-турецкая война 1806-1812 годов) проходит Первое  сербское восстание, возглавил которое Карагеоргий. Карагеоргий планировал создать на территории Воеводины централизованную монархию, но уже к 1809 году сербы оказались расколоты, а мир, заключенный между Россией и Турцией в 1812 году, привел к поражению сербских повстанческих войск. Придунайская Сербия в 1813 году была захвачена Турцией. Османы жестоко расправились с восставшими. Однако в 1815 году сербы под руководством Милоша Обреновича вновь поднимают восстание, которое под угрозой возможной российской интервенции увенчалось относительным успехом. Османское правительство пошло на создание Сербского княжества и предоставило ему автономию, что было закреплено договорами 1826 и 1929 годов. Тем не менее турецкие военные гарнизоны сохранялись в крупных сербских городах вплоть до 1867 года. Европейские державы признали Сербию независимым государством только на Берлинском конгрессе 1878 года.

Возрождение Сербии тесно связано с возросшим национальным самосознанием и особым отношением славян к своему языку. Немаловажную роль в этом сыграли приглашенные из Воеводины просвещенные сербы, которые на протяжении 30-40-х годов XIX века создали в стране систему образования, а также укрепили ростки национальной самоидентификации. Реформатор сербского языка, один из последователей идей югославизма Вук Караджич предложил определять границы распространения сербской нации по употреблению штокавского диалекта, который, кроме сербов, использовался также хорватами и жителями Боснии. На основе этой идеи был разработан план создания Великого Сербского государства, включающего большинство югославянских земель. Этот план поддерживался далеко не всеми югославянскими народами, проповедовавшими великосербские или великохорватские идеи. Такие противоречия между консолидацией сербов и хорватов и стремлением каждого из народов к гегемонии будут продолжаться также на протяжении всего ХХ века и перейдут в век XXI.

Получив, по решению Берлинского конгресса, политическую независимость от Турции и признание самостоятельности со стороны европейских держав, Сербия сразу попала под политическое и экономическое влияние от Австро-Венгрии. Между правительством Австро-Венгрии и Сербии заключается договор, согласно которому последняя отказывается от притязаний на земли Боснии и Герцеговины, но вплотную приближается к землям Черногории. Кроме того, князь Милан Обренович в 1882 году получает возможность провозгласить Сербию королевством, а себя королем.

В конце XIX – начале ХХ века в Сербии возникает множество политических партий, деятельность которых приводит к крайней нестабильности. В результате государственного переворота в мае 1903 года к власти в Сербии приходит династия Карагеоргиевичей. При Петре I Карагеоргиевиче происходит промышленный рост страны, укрепляются политические свободы и парламентское правление. Аннексия в октябре 1908 года Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины вынуждает Сербию заключить союзы с Черногорией, Болгарией и Грецией. В 1912 году союзники объединенными силами вступают в войну против Турции (Первая Балканская война). В результате военных действий Сербия оккупирует северную и центральную части Македонии, почти всю Албанию, Греция возвращает себе большую часть островов Эгейского моря, Болгарии достается южная часть Македонии. Недовольная военными трофеями, Болгария  в 1913 году объявляет войну Сербии и Греции (Вторая Балканская война).

Сербия в начале ХХ века не является сильной державой, но влияние ее на Балканах крепнет, растет и популярность Сербии среди югославян, проживающих на территории Австро-Венгрии. Опасаясь чрезмерного распространения влияния Сербии на южных славян (4) и роста их национального самосознания, Австро-Венгрия использует предлог убийства в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда для объявления Сербии войны. Начавшаяся 28 июля 1914 года война между Австро-Венгрией и Сербией быстро перерастает в Первую мировою. Поначалу Сербия одержала ряд незначительных побед, но уже осенью 1915 года австро-венгро-болгаро-германские войска полностью оккупировали страну.

Во время Первой мировой войны сербские, хорватские и словенские политические лидеры приходят к соглашению о необходимости создания единого государства для югославских народов, независимого от Австро-Венгрии. Некоторые разногласия возникали по поводу принципов организации югославянского государства: представители королевства Сербия видели новое государство как централизованное, остальные югославы предпочитали федерацию. Обсуждение возможности создания единого югославского государства началось еще в 1915 году, но реально создание самостоятельного Государства сербов, хорватов и словенцев было провозглашено только 29 октября 1918 года. В скором времени Государство СХС объединяется с Сербией. Во главе Королевства СХС, возникшего 1 декабря 1918 года, встала сербская королевская династия Карагеоргиевичей. Королевство СХС объединило Сербию, Черногорию, Воеводину, Славонию, Хорватию, Боснию и Герцеговину, значительную часть Далмации и бóльшую часть территорий Австрии, где проживало население, говорившее на словенском языке. Вопрос о централизме или федерализме остался нерешенным.

Вопросы государственного устройства и преобладающего влияния в государстве сербов не раз поднимались на заседаниях скупщины, что приводит к политическим разногласиям и нестабильной ситуации внутри страны. В 1921 году была принята конституция, согласно которой Королевство СХС рассматривалось как централизованное государство, ведущая роль в нем отдавалась сербам. Политика угнетения несербского населения (более 50% жителей), проводимая правящей верхушкой, не могла не вызывать недовольства, поэтому на протяжении 1922-1928 годов в Королевстве СХС обостряется национальная борьба. Своей наивысшей точки она достигает 20 июня 1928 года, когда на заседании скупщины сербский националист П. Рачич застрелил двух хорватских депутатов и смертельно ранил лидера Хорватской крестьянской партии С. Радича.

6 января 1929 года король Александр совершает государственный переворот и устанавливает в стране военно-монархическую диктатуру. Конституция 1921 года отменяется, скупщина распускается, запрещается деятельность всех политических партий. В октябре 1929 года государство переименовывается в Королевство Югославия. Однако в период диктатуры, продолжившейся и после убийства Александра, межнациональные трения усиливаются. Они осложняются и экономическим кризисом 1931-1933 годов. Некоторое ослабление диктаторской власти происходит во время правления регента малолетнего Петра II. В это время возобновляют свою деятельность некоторые политические партии националистической направленности, предпринимаются шаги по сближению с Германией и Италией. В августе 1939 года правительство Югославии, несмотря на недовольство сербов, вынуждено согласиться с предоставлением Хорватии автономии, но этот шаг так и не решил национальных проблем.

В начале второй мировой войны Югославия объявляет о своём нейтралитете, но уже 6 апреля 1941 года, на следующий день после подписания  Договора о дружбе и ненападении между СССР и Югославией, Германия и Италия напали на Югославию. Правительство и король Петр II покинули страну, а 17 апреля был подписан акт о капитуляции югославской армии. Территория Югославии была разделена на германскую и итальянскую зоны оккупации.

Во время Второй мировой войны политическое положение в Сербии оказывается крайне сложным и запутанным. По разрешению немецкого командования, генерал Милан Недич сформировал на территории Сербии «правительство национального спасения», носившее профашистский характер и поддерживающее германско-итальянские оккупационные войска. Правительство в эмиграции всецело опиралось на националистические вооруженные отряды четников, которыми руководил полковник югославской королевской армии Дража Михайлович. Действия четников были направлены в основном против хорватских усташей и боснийских военных отрядов, а также, борясь за власть, они оказывали сопротивление коммунистам. На протяжении всей войны четники имели наибольшее влияние. С 1941 года под началом лидера коммунистической партии Иосипа Броз Тито в Югославии действует партизанское движение сопротивления. Партизаны, привлекая на свою сторону население, обещали организовать Югославию по федеральному принципу и предоставить всем нациям государства равные права. К 1944 году в Югославии существовали два правительства: временное правительство АВНОЮ (5) в самой Югославии и королевское югославское правительство в Лондоне. В марте 1945 года было сформировано объединенное Временное правительство во главе с И.Б.Тито. В ноябре 1945 года монархия была ликвидировано официально, а вместо Королевства Югославия на карте мира появилась Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ), возглавил которую И.Б.Тито. Лидеры партий, которые выступали против монополии коммунистов на власть, были заключены в тюрьмы.

Принятая в 1946 году Конституция закрепляла федеративное устройство государства, которое теперь состояло из шести республик: Сербии, Хорватии, Черногории, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии. В 1948 году происходит  разрыв между Югославией и СССР. В 50-е годы экономика ФНРЮ ориентирована в основном на страны Запада. Экономические реформы, проводимые правительством, способствовали экономической децентрализации, внедрению и развитию разных форм самоуправления.

Однако ни в ФНРЮ, ни в СФРЮ (6) не удалось решить проблемы взаимоотношений между этническими группами. Время от времени в стране вспыхивают конфликты между разными этносами, которые более или менее успешно сдерживались до смерти И.Б.Тито (1980). После смерти И.Б.Тито Сербия сделала попытку перейти к централизованному управлению страной, однако это вызвало конфликт между федеративными республиками и различными этническими группами. Кроме того, «верхи» пытались пересмотреть существующие между республиками границы. Так, новый сербский политический лидер Слободан Милошевич (7) в 1988 году лишил статуса автономии Косово и Воеводину, начал проводить агрессивную политику против Хорватии и Словении. Это привело к тому, что органы власти утратили контроль над ситуацией. В 1991-1992 годах проходит разрушение югославской государственности. Одна за другой республики объявляют о независимости. Правительство СФРЮ предпринимает попытки удержать страну от развала, объявляя войны непокорным республикам: Словении (июнь 1991), Хорватии (сентябрь – декабрь 1991), Боснии и Герцеговине (март 1992 – декабрь 1995). Но уже к началу 1992 года федерацию соглашаются признавать только две республики: Сербия и Черногория. Они провозглашают Союзную республику Югославии, главой которой остается С.Милошевич.

Этнически смешанный состав населения югославских государств вызывает новые сложности. Во всех вновь образованных республиках встает вопрос о статусе сербов, которые подвергаются притеснениям. Сербы, в свою очередь, начинают депортацию несербского населения и предпринимают попытки захвата территорий, реализуя план создания Великого Сербского государства. Насильственно прекращенная в августе-сентябре 1995 года бомбардировками НАТО война в Югославии вновь разгорается в 1998-1999 годах. Ареной военных действий на этот раз становятся районы Косово и Метохии, издавна населенные албанцами. В разрешение конфликта вновь вмешиваются войска  НАТО и США, которые наносят по Сербии около десяти тысяч бомбовых ударов.

Постоянные военные действия и бомбовые удары НАТО нанесли огромный ущерб стране, который выражается не только в гибели людей, но и в уничтожении памятников культуры, полном разрушении экономики страны.

В 2000 году в Союзной республике Югославия были проведены президентские выборы, победу на которых одержал Воислав Коштуница. Бывший президент страны Слободан Милошевич в конце июня 2001 года был выдан Международному трибуналу в Гааге, что вызвало острый внутриполитический кризис. Новое правительство также не смогло преодолеть национальных и территориальных разногласий. Уже в 2001 году возникает конфликт между Сербией и Македонией, Черногория выступает за отделение, а Воеводина стремится получить широкую автономию (8).

4 февраля 2003 года Союзная республика Югославия прекратила свое существование. На ее месте возникло государственное содружество Сербия и Черногория. На короткий срок это ослабило противостояние политиков, добивавшихся полной самостоятельности обеих республик, однако спустя два года трения между Сербией и Черногорией возобновились, что привело к полному разделению этих государств в мае 2006 года. 

Краткий очерк культуры

Задолго до появления на территориях Сербии и Черногории славянских племен здесь обосновались иллирийцы, кельты и фракийцы, затем свои колонии здесь основали греки и римляне. Все эти народы оставляли на заселяемой ими земле свидетельства своих культур. В разное время здесь были найдены керамические и скульптурные изделия эпох неолита и бронзы, принадлежащие культурам кельтов и иллирийцев; руины античных городов (Салона, Пула), в которых находят остатки древних амфитеатров, храмов и дворцов (дворец Диоклетиана в Сидите). Раннеславянская культура Рашки, Зеты, Хума и других государств развивается под сильным влиянием Византии, а на Адриатическом побережье – Венеции. От этого периода практически не сохранилось архитектурных сооружений, так как языческие славянские храмы были разрушены с утверждением христианской веры, жилые постройки, сооружавшиеся в основном из бревен или глины,  оказались недолговечными. Одним из дошедших до наших дней архитектурных сооружений раннесредневековой культуры являются крепостные стены Старого Бара (около VIII века). Стены выполнены в традициях венецианской культуры, однако на протяжении веков они не раз перестраивались. Очень часто крепости возводились на руинах византийских и римских военных укреплений, что не могло не отразиться в их архитектуре.

Раса. Церковь святого Петра. 8-10 вв.Одним из наиболее ранних христианских архитектурных сооружений континентальной Сербии является однонефная церковь святого Петра в Расе около города Нови-Пазар (VIII – X века). В ее архитектуре соединяются византийские и далматинские традиции. Церковь представляет собой ротонду с выдающейся полукруглой апсидой, которая окружает тетраконховую центральную часть, увенчанную массивным куполом на тромпах. Ротодна сооружена из тёсаного камня, единственным украшением стен является аркатурный пояс, расположенный под самым куполом. В X-XI веках появляются трехнефные базилики (например, церковь Богородицы Левишской в Призрене).

Расцвет сербской культуры наступает в XII веке, когда образуется государство под управлением династии Неманичей. В это время складывается так называемая архитектурная школа Рашки, которая не только объединила византийские (купола, своды) и романские (аркатурные пояса в верхней части стен, перспективные арочные порталы, богато украшенные обрамления проемов окон) черты, но и внесла в искусство строительства оригинальные южнославянские элементы. Примерами построек этого времени являются сооруженные во второй половине XII – начале XIII века церковь святого Николы неподалеку от Куршумлии, церковь святого Георгия (Джурджеви Стубови) в Расе около Нови-Пазара, церкви монастырей Студеница, Жича, Милешева близ Приеполе. Возводились они из тёсаного камня, который добывали неподалеку от строящихся сооружений, и имели мраморную облицовку. Отличительной особенностью этих строений являлся их план, имеющий форму прямоугольника; сами здания венчает мощный купол; с севера и юга к основному строению примыкают небольшие прямоугольные притворы. В убранстве церквей преобладают беломраморные рельефы с растительным и животным орнаментом; кроме изображений зверей и птиц, нередко встречаются и образы фантастических существ, отражающих языческие представления славян.
 
Монастырь Хиландар, 1293 г.Во второй половине XIII – XIV веках архитектурная школа развивается. Этот период принято называть сербско-византийским из-за стремления сербских мастеров творчески осмыслить византийскую культуру. На смену однонефным сооружениям из Византии приходят крестово-купольные храмы. Так, например, церковь Пантократора в монастыре Дечани представляет собой пятинефное сооружение в центральной части и трехнефное – в притворе. В облике церкви Пантократора объединяются традиционная романская базилика и византийский крестово-купольный храм. Здание словно устремляется вверх, чему иллюзорно способствуют треугольные тимпаны восточного и западного фасадов, узкие двустворчатые окна, расположенные на барабане купола. Одним из первых памятников, построенных в духе сербско-византийской школы, является комплекс сербского монастыря Хиландар на горе Афон. Церковные сооружения Хиландара в целом представляют собой средневизантийские сооружения с куполом посередине. В то же время они богато украшены мозаикой и рельефными каменными украшениями порталов и оконных проемов. Рельефная плитка характерна для  славянского византийского искусства, но источник животного орнамента следует искать в славянском языческом искусстве. После Хиландара в Сербии строится ряд крестово-купольных храмов.
 
Церковь Благовещения в монастыре Грачаница, 1315 г.Среди них такие, как храм святого Никиты в Черногории, церковь Богородицы Левишской в Призрене, церковь святого Димитрия в Пече, церковь святого Георгия в Старом Нагоричине, пятикупольная церковь Благовещения в монастыре Грачаница. Наибольшее количество храмов, созданных в этом стиле (так называемая косово-метохийская школа) были расположены на юге сербского государства.  Зодчие освоили особую технику орнаментальной кладки стен, при которой чередовались ряды камня и кирпича. Этот стиль вместе со вторым южнославянским влиянием пришел и в восточнославянские земли. План памятников в основном повторяется, однако детали декора различных сооружений в значительной степени варьируются. Особенно это заметно в оформлении фасадов.

В XIII – XIV веках переживает расцвет и монументальная сербская живопись. Следуя традициям византийской школы, сербские мастера вносят и свойственные только их произведениям черты. Так, характерной чертой сербской иконографии является изображение ктиторов, то есть покровителей церкви. При этом образы, изображенные на фресках, отличаются одухотворенностью, яркой и точной передачей человеческих эмоций. Таковы, например, фрески церкви Вознесения в монастыре Милешина (1236 год) или церкви святой Троицы в монастыре Сопочани (1265 год). Необычайная выразительность достигается за счет использования светлых тонов красок, ритмичных повторов линий, четкости изображаемых жестов. В конце XIII – начале XIV века в сербской фресковой живописи появляются скрупулезно прорисованные многофигурные композиции, дополненные пейзажем, бытовыми деталями. Фрески этого периода исполнены динамизмом, приближены к реальности. Среди произведений этого периода  росписи церкви Богородицы Левишской в Призрене (1307 год, мастер Астрапа), церкви Иоакима и Анны в Студенице (XIV век), церкви монастыря Грачаница (1321—1322).
 
В середине XIV века в связи с экспансией турок центр сербской государственности и культуры смещается на север, в долину реки Морава. Во второй половине столетия здесь формируется так называемая моравская школа, в которой, своеобразно преломляясь, византийские традиции получают новую интерпретацию. Храмы моравской школы условно можно разделить на два типа: четырехстолпный крестово-купольный храм, вписанный в триконх (9) (церкви в монастырях Раваница близ Деспотоваца, Любостиня близ Трстеника), и однонефный бесстолпный купольный храм, имеющий в плане вид креста, с большим западным притвором и с башней над входом (церковь святого Стефана, или Лазарица, в Крушеваце; церковь Введения Богородицы в монастыре Каленич). Характерная черта кладки моравской школы – последовательная смена горизонтального ряда каменных плит тремя рядами обожженного кирпича. Постройки моравской школы очень массивны, но лаконичны в плане (основное сооружение представляет собой куб, над которым на высоких барабанах располагаются купола). Вместе с тем церковные сооружения отличаются пышностью декора, который создается и за счет необычной кладки, и за счет дополняющих ее глухих  аркад на тонких колоннах, лентами плоскорельефного растительного и зооморфного орнамента из белого тёсаного камня, глазурованными керамическими вставками. Резные изображения иногда раскрашиваются. Фрески моравской школы, как и архитектура, отличаются декоративностью, более мелким, по сравнению с фресками других школ, рисунком.

Османское нашествие диктовало появление в Сербии архитектурных сооружений оборонительного предназначения. В XIV – XV веках в стратегически обоснованных местах появляются крепости с массивными зубчатыми каменными стенами и башнями. В плане крепости, как правило, квадратные или округлые. Крепости нередко окружают княжеские дворцы (Смедерево) или монастыри (Дечани, Манасия), изредка – городские поселения, располагающиеся рядом с княжеским замком (Ново-Брдо, Призрен). Архитектура крепостных стен в основном придерживается романской традиции.

Со второй половины XV века в сербских землях появляются принципиально новые типы сооружений: мечети, турецкие бани, минареты, караван-сараи, крытые рынки, а собственно сербское строительство сходит на нет. Возрождение сербских национальных традиций начинается в Воеводине в конце XVII – XVIII веках. В архитектуре городов Нови-Сад, Сремски-Карловци находит отражение пришедший из европейской культуры стиль барокко, а с начала XIX века – классицизм. В центральной части Сербии распространение получает деревянное зодчество. На территории всей Сербии возводятся однонефные церкви с высокими двускатными крышами (Успенская церковь в городе Нови-Сад; деревянные церкви в Лютовнице, Раче и др.).
 
 
Икона "Рождество Богородицы", 16 в. Икона Рождество Богородицы. XVI век
Собственно сербские иконы и миниатюры известны с XIII века, однако во время турецкого нашествия они планомерно уничтожались, поэтому до XX века дошли лишь единичные иконы, датируемые XIII – XV веками. Так, иконы иконостаса церкви монастыря Дечани, датируемые второй половиной XIV века, выполнены в византийских традициях, но отличаются от них тщательной прорисовкой деталей. Вплоть до XVIII века иконопись Сербии следует традициям поздневизантийского искусства, но вместе с тем приобретает и черты орнаментальности. С XVI века на иконах нередко можно увидеть какие-то бытовые сюжеты. Например, на иконе «Рождество Богородицы» (XVI век) наряду с традиционным сюжетом в нижнем левом углу помещена девушка с прялкой, сидящая около колыбели с новорожденной. Живопись, развивающаяся с XVIII века в Воеводине, имеет не только церковную, но и светскую направленность. Наиболее известными художниками этого времени являются Теодор Крачун, Теодор Чешляр, Никола Нешкович, Димитрий Бачевич, Стефан Тенецки и другие. Большое влияние на их искусство оказывает так называемое украинское барокко, проникшее в Сербию через Польшу, а также благодаря тому, что многие образованные сербы часто бывали на Украине, получали образование в Киево-Печерской лавре. Особый интерес сербов к украинской культуре отчасти объясняется и конфессиональной близостью этих народов, так как в XVIII веке вопросы вероисповедания для сербов играют даже большую роль, чем этническая принадлежность. Православие противопоставляется турецкому мусульманству и западноевропейскому католицизму, поэтому украинское барокко в искусстве становится показателем православной христианской культуры. Кроме церковных жанров, развитие получает натюрморт и портретная живопись.

Рост национального самосознания и осознание своей самобытности в XIX веке не могло не отразиться на искусстве Сербии. Городская застройка приобретает упорядоченный характер, наряду с жилыми и культовыми сооружениями, появляются промышленные комплексы.

Если в первой половине столетия преобладает балканский тип жилых построек (двухэтажные дома с оштукатуренными стенами и черепичными крышами – дом Наума Ичка в Белграде, 1825; князя Милоша, 1831), то во второй половине XIX – начале ХХ века в архитектуру приходят характерные для Европы эклектические мотивы. В конце XIX века проходит реконструкция Белграда на европейский манер.

В тридцатые годы ХХ века в сербскую архитектуру приходит функционализм (ведущие архитекторы этого направления – Д. Брашован и Н. Добрович).

После второй мировой войны Сербия, как и другие южнославянские государства, восстанавливается. В 50-60-е годы в Сербии распространяется многоэтажная застройка, которая во второй половине ХХ века становится неотъемлемой частью городского пейзажа. 

К сожалению, большинство из описанных здесь архитектурных сооружений было разрушено во время военных действий конца ХХ – начала ХХI века. Навсегда утрачены и другие культурные памятники, находившиеся на территории этой страны: фрески, картины, скульптуры и многое другое.
 
Церковь Пресвятой Богородицы (1316-1320)Церковь Пресвятой Богородицы (1316-1320)     
Церковь Пресвятой Богородицы (1316-1320 гг.) до и после военного конфликта в Косово, произошедшего в 1999 г.

Примечания
1. Рашка – средневековое сербское государство, основал которое князь Властимир. Название свое государство получило по имени реки Рашка, на которой был основан сербский город Раса. В конце IX – XII веках Рашка остается одним из сильнейших южнославянских государств на Балканах.
2. Дукля – одно из небольших средневековых югославянских государств; с 1077 года носит название Зета, с 1439 года – протекторат Венеции под властью местных землевладельцев, который получил название Монтенегра, или Црна Гора (Черногория).
3. Травуния – одна из жуп, небольших племенных княжений, существовавших на территории Боснии и Герцеговины. Первое упоминание относится к середине Х века.
4. В последней трети XIX – начале ХХ века в основном сформировались болгарская, сербская, словенская и хорватская нации, процесс формирования остальных югославянских наций находился в стадии становления.
5. АВНОЮ – Антифашистское вече народного освобождения Югославии. В 1942 году было сформировано И.Б.Тито.
6. СФРЮ – Советская федеративная республика Югославии была провозглашена в 1963 году. Она стала преемницей ФНРЮ.
7. Слободан Милошевич (р. 1941) – с 1986 года глава Союза коммунистов Сербии; с 1992 по 2000 гг. – президент Союзной республики Югославия в составе Сербии и Черногории.
8. Автономия была предоставлена Воеводине в январе 2002 года.
9. Триконх (гр.- три, трижды и конха - гр. – раковина) – центрическая постройка с тремя апсидами, расположенными в виде трилистника. Конха – полукупол, чаще всего в форме 1/4 сферы, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей здания (апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинской архитектуре, конхи широко использовались в римском и византийском зодчестве. В средневековых христианских культовых зданиях в конхи нередко помещали мозаики или росписи с изображением Христа, Богоматери, святых.

Литература
XVIII век: Славянские и балканские народы и Россия. М., 1998.
Аншаков Ю.П. Становление Черногорского государства и Россия (1798–1856 гг.). М., 1998.
Балканы в конце XIX – начале ХХ века. Очерки становления национальных государств и политической структуры в Юго-Восточной Европе. М., 1991.
Балканы между прошлым и будущим. М., 1995.
Вяземская Е.К., Данченко С.И. Россия и Балканы, конец XVIII в. – 1918 г. (советская послевоенная историография). М., 1990.
Грачев В.П. Балканские владения Османской империи на рубеже XVII–XIX вв.: внутреннее положение, предпосылки национальных освобождений. М., 1990.
Гуськова Е. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. М., 1998.
Гуськова Е. Урегулирование на Балканах: от Бриони до Дейтона (мирные планы 1991–1995 гг.). М., 1998.
Данченко С.И. Развитие сербской государственности и Россия. 1878–1903. М., 1996.
История Югославии, т. 1–2. М., 1963.
История югославского кризиса (1990–2000). М., 2001.
К истории югославизма и его неудачи. М., 1997.
Косово: международные аспекты кризиса. М. 1999.
Лещиловская И.И. Сербская культура XVIII века. М., 1994.
Международные организации и кризис на Балканах. Документы, т. 1–3. М., 2000.
На путях к Югославии: за и против. Очерки истории национальных идеологий югославских народов. Конец ХVIII – начало ХХ вв. М., 1997.
Национальное возрождение балканских народов в первой половине XIX века и Россия, ч. 1–2. М., 1992.
Никифоров К.В. Сербия в середине XIX в. (Начало деятельности по объединению сербских земель). М., 1995.
Писарев Ю.А. Тайны первой мировой войны. Россия и Сербия в 1914–1915 гг. М., 1990.
Современная история Югославии в документах, т. 1–2. М., 1992–1993.
Страны Центрально-Восточной Европы и европейской части постсоветского пространства в 1999 году. М., 2000.


Главная
http://slawianie.narod.ru © Все права защищены
Страница создана 05.02.2007 г.



Hosted by uCoz