|
Верования славян
Становление у славян христианства
Распространение христианства у
славян проходило очень неравномерно и далеко не всегда добровольно. Их
мировосприятие еще не было готово к единобожию, именно поэтому
языческие культы время от времени одерживали победу над культами
христианскими. Это происходило до тех пор, пока христианство не впитало
в себя некоторой части языческих традиций, о чем говорилось в
предыдущей главе.
В "Повести временных лет" рассказывается, что апостол Андрей
Первозванный, проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию,
доходил до Днепровских гор, где позднее возник Киев. Мы не можем с
достоверностью судить об этой информации, так как других документов,
подтверждающих этот факт, нет. Однако совершенно очевидно, что славяне
познакомились с христианством уже в первые века нашей эры, так как они
неоднократно посещали Византию с целью торговли, службы в императорских
войсках, кроме того, время от времени они совершали набеги на
пограничные районы империи. В это время крещение славян не было
массовым.
Раньше других подверглись христианизации территории, находившиеся по
соседству с Византией. Прежде всего это относится к городам
Средиземноморья. Миссионерской деятельностью в этом районе занимался
апостол Павел. К IV веку Македония была почти полностью крещена, однако
нашествие славянских племен возродило на этой территории язычество;
исключение составили лишь города, находившиеся под властью Византии.
Крещение славян, компактно селившихся на территории Иллирика (центр –
Сирмиум, позднее – Срем, Сербия), происходило в V-VI веках и
осуществлялось как греческими (на востоке и юге), так и римскими
священниками (на северо-западе).
Наиболее активное распространение христианства в славянских землях
проходит на протяжении VII – XI веков. По сообщению Константина
Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском
императоре Ираклии (610-641 годы). В VII веке западная церковь
приступила к проповеди Евангелия среди язычников Македонии, в VIII веку
христианизация продолжалась Константинопольским патриархатом.
Единобожие распространялось у славян с большим трудом, так как у них
еще слишком развито было анимистическое восприятие мира, и к середине
IX века были крещены только славяне южной части Македонии. Обращение в
христианство северной Македонии произошло только после ее захвата болгарами.
В середине VIII века, несмотря на сильное сопротивление, были крещены словенцы: пытаясь избежать нового
порабощения аварами, в 745 году славяне Великой Карантании попросили
защиты у Баварии и оказались под властью епископа Зальцбургского.
В IX веке миссионеры Римской и Константинопольской церквей
последовательно обращают в христианство западных и южных славян.
Деятельность миссионеров направлена как на народ в целом, так и на
отдельные группы населения, в частности, - на княжескую верхушку. Так,
по данным Солунской легенды и Успения Кирилла, около 850 года, в самом
начале своей деятельности, Константин предпринимает поездку к
болгарам, где на реке Брегальнице (территория современной Македонии)
обращает в христианство множество славян (1). Непосредственно перед
крещением своих народов приняли христианство болгарский царь Борис I (865 год), польский король Мешко (Мечислав) I
(966 год), русский князь Владимир
(988 год). В 955 году, задолго до крещения своего народа, приняла
христианство и русская княгиня Ольга.
С конца IX века распространение христианства в славянских странах носит
политический характер и проходит не только извне, под влиянием Рима и
Византии, но и изнутри, под влиянием местных правителей, которые ищут
крепких политических союзов с наиболее мощными державами того времени.
Они используют в своих целях и конфликт между западной и восточной
церковью, принимая у себя миссионеров то папы римского, то
византийского патриарха. Вместе с тем славяне стремятся к политической
и духовной независимости.
Как показывают данные археологии, в первой половине IX века приняли
крещение по римскому образцу княжеская семья и знать Великоморавского государства;
возможно, крестилось также и население главных городов страны. Об этом
свидетельствуют найденные здесь остатки христианских каменных храмов.
По данным «Заметок о пассауских епископах», епископ Пассау Регинхар
(Бавария) в 831 году «крестил всех мораван» (2). Привлечение к
распространению христианского учения византийских миссионеров в 863
году преследовало политические цели: Ростислав стремился к
конфессиональной независимости, именно поэтому он просил прислать в
Моравию епископа, который смог бы со временем рукоположить в
священнические и дьяконские саны славян; предлог же разъяснения
христианского учения на понятном славянам языке был, по-видимому,
достаточно формальным. Таким образом, на территории Великой Моравии
сталкиваются интересы Византии и Рима, которые пытаются разделить сферы
своего влияния.
Рим стремится распространить своё влияние и на земли Болгарии, отношения которой с
Византией часто имели враждебный характер. Более того, Рим и Болгария
становятся союзниками в борьбе против Византийской империи. Однако,
осознавая политические выгоды принятия христианства, позволяющие
славянам приобщаться к средневековой европейской цивилизации,
болгарский царь Борис отвергает христианство римское, и в 865 году
Болгария принимает крещение от Византии. После принятия христианства
болгарский царь Борис и его сын Симеон пригласили монахов Климента и
Наума, учеников Кирилла и Мефодия, в Болгарское царство, чтобы те
наставляли местное население в христианской вере. Климент и Наум
перевели Библию на местный диалект славянского языка. В это время
архиепископство в Охриде (современная Македония) стало религиозным
центром, из которого письменность на кириллице и православная вера
распространилась по всей Сербии, Болгарии и Киевской Руси.
В 966 году по восточному обряду был крещен польский король Мешко (Мечислав) I,
который боролся с германской экспансией на восток. Вскоре в
христианство были обращены и все поляки. Но в землях Польши все-таки
преобладало влияние Рима, который находился к Польше значительно ближе,
чем Византия. Таким образом, подавляющее большинство поляков были
обращены в христианство латинского обряда. В 988 году Мешко присоединил
к своему княжеству Силезию и Поморье, а в 990 году – Моравию, где также
распространилось христианство латинского образца.
Восточные славяне дольше
других сохраняли язычество. Знакомство их с христианством началось
задолго до официального крещения Руси Владимиром Святославичем.
Первые достоверные сведения о христианстве в древнерусском государстве
относятся к 60-м годам IX века и связаны с именем Константинопольского
патриарха Фотия. Летом 860 года русский флот напал на Константинополь и
разграбил его. Византия предприняла дипломатические усилия, чтобы
исключить такие нападения в будущем. Для этого в Хазарию, потенциальную
союзницу против Руси, отправляется посольство во главе с Константином,
активизируется и миссионерская деятельность Восточной Церкви среди
соседствующих с империей славян. Стихийное проникновение христианства в
Киевскую Русь усиливается в середине Х века, во время правления князя
Игоря. Из договора Руси с Византией (944 год) известно, что часть
русских купцов и княжеской дружины была христианами и что в Киеве
имелась соборная церковь святого пророка Илии. Пятнадцатью годами позже
княгиня Ольга предпринимает попытку установления на Руси христианства.
В 959 году она прислала к германскому королю Оттону I посольство с
просьбой назначить для Руси «епископа и священников», однако немецкому
епископу Адальберту пришлось вернуться на родину ни с чем:
проповедование христианства на Руси завершилось неудачей. Начавшееся
при Ольге политическое сближение с Германией на какое-то время
возобновилось при Ярополке Святославиче, но этот процесс был прерван
после захвата в 978 году Киева новгородским князем Владимиром, при
котором с новой силой возродилось язычество. Спустя десять лет князь
Владимир все-таки решается упрочить положение Руси среди европейских
государств путем христианизации страны. В 988 году он сам принимает
христианство, заключает династический брак с византийской царевной, а
вскоре после этого Днепр становится общей купелью для киевлян.
Свергнуты были языческие идолы и по всей Руси.
Последствия принятия христианства проявлялись в изменении многих сфер
жизни русичей. Церковь в системе государственных отношений заняла место
в соответствии с византийской моделью: князья брали на себя ее
материальное обеспечение и предоставляли ей определенную сферу
юрисдикции, касающуюся семейного и брачного права, а также суда по
вопросам веры. Другие области права регулировались на Руси традиционно.
Новая вера создала основу для объединения многочисленных разрозненных
племен, населявших Русь. Церковь стала центром, вокруг которого
сосредоточилась не только религиозная, но и гражданская жизнь.
При всем этом христианство не смогло полностью уничтожить славянского
язычества, оно восприняло его многочисленные элементы, преобразовав и
устроив на свой лад; языческие же обряды органично впитали в себя
основные элементы христианской веры. По сути, славянское христианство
представляет собой уже нечто новое, не существовавшее ранее.
___________________________
Примечания
1. Эта легенда многими учеными ставится под сомнение, так
как других сведений об этой миссионерской поездке Константина нет.
2. Magnae Moraviae Fontes Historici. Brno, 1967, IV. S. 407.
Литература
Magnae Moraviae Fontes Historici. Brno, 1967.
Vavinek V. Die Christianisierurig und Kirchenorganisation Grossmhrens.
- Historica, Praha, 1963,
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963.
Малышевский И.И. Святые Кирилл и Мефодий. М., 2001.
Тальберг Н. История русской церкви. Т.1. М., 1994.
далее... (Современные
религиозные конфессии)
|