title

___  ___

Гостевая книга   |   E-mail  |  ICQ: 277308515  |  Навигация

 



Главная

Разделы сайта

Славяне. Кто они?
Истоки
Культура славян

Верования славян

Славянское язычество

Космогонические мифы

Магические действия

Божества славян в разные периоды язычества

Служители языческих богов и языческие храмы

Языческая символика. Обереги

Становление христианства

Современные религиозные конфессии

Жизнь славян в древности

Славянские государства
Славянские языки
Письменность
Справочная информация

Верования славян

Космогонические мифы


Космогонические мифы – мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека и рассказывающие о начальном этапе их существования.

Космогонические мифы славян опосредованы окружающей их природной средой. Объектом и материалом мышления человека всегда были предметы и явления, входившие в его окружение и имевшие для него жизненное значение. Человек пытался объяснить происхождение мира и явления, с ним связанные, происхождение человека и животных, исходя из своего опыта. Идея происхождения мира или его части (воды, неба, земли) из яйца характерна для многих мифологий, в том числе для древнегреческой, индоиранской, китайской. У славян она находит своеобразную интерпретацию в волшебных сказках, когда герой сворачивает в яйца медное, серебряное и золотое царства, чтобы затем развернуть их в своем мире.

А.А.Бычков реконструирует космогонический славянский миф таким образом:

«В начале начал существовало в полной пустоте МИРОВОЕ ЯЙЦО, внутри которого в тумане спал БОГ. И по прошествии времени туман рассеялся – влага осела вниз, а воздух поднялся вверх. Образовался МИРОВОЙ ОКЕАН – МОРЕ и воздушное пространство. И СУЖДЕНО БЫЛО БОГУ ПРОСНУТЬСЯ. И куда бы ни бросил свой взор БОГ, <…> на небесном куполе загоралась неподвижная точка – ЗВЕЗДОЧКА. <…>

… увидел БОГ в неподвижном зеркале вод свое отражение, а так как ему было грустно одному, то решил Он оживить свое отражение, но из-за того что его отражение было зеркальным, новое божество оказалось во всем зеркально противоположным. Сварог (он же Бог, Дый – И.Ш.) был белым и добрым – новое божество получилось темным и злым <…> Потому и имя он получил соответствующее – БЕС (от БЕДС – «приносящий беду») (1). <…> И вот между небом и водой сами собою выросли два дерева – СВЯЩЕННЫЕ ДУБЫ, державшиеся на силе божией. Из желудей Священных Небесных Дубов вылупились две птицы, это были УТКИ-ГОГОЛИ.

Утки стали нырять на дно Моря и доставать со дна ил и песок. Илом они склеивали веточки  и листья, опавшие с Небесных Дубов – строили ГНЕЗДО-ЗЕМЛЮ.

БЕС тоже нырнул на дно МОРЯ-ОКЕАНА, набрал ила под ногти и  набил им полный рот, после чего вынырнул и бросил все это на строящуюся Землю. Так образовались горы и скалы. Рассердился Бог на Беса за то, что мешает он строить гнездо священным птицам, сломал один из священных Дубов и сделал из него ДУБИНУ (то есть палицу из дуба), этой дубиной наказал Беса и загнал его под землю. С тех пор на небе осталось только одно МИРОВОЕ ДЕРЕВО. <…> Земля же плавала по поверхности Мирового Океана. И чтобы она не утонула, Бог создал Трехголового змея (Змея Горыныча), который свернулся кольцом под горой Триглав, что на острове Руян…» (2).

Космогонические мифы на протяжении веков претерпевали у славян изменения, на них накладывались отпечатки христианства. В более поздних достоверно известных нам мифах южных и восточных славян землю творят Бог и Сатана (Сатанаил, Идол, Лукавый, отпавший ангел), причем создают они ее «Во имя Господне». Но в целом мотивы предыдущего мифа повторяются в разных вариантах (3). Существует и миф о приращении Земли. По этой легенде земли, которую вытащил Сатана из воды, хватило только на маленький островок, чтобы Бог и Сатана смогли отдохнуть на нем.  «Бог, утомившийся от работы, лег и заснул, а Сатану взяла досада, что он не такой всемогущий, поэтому решил он Бога утопить. Взял Сатана Бога на руки, чтобы бросить в воду, и видит, что земля перед ним приросла на десять шагов. Он побежал к воде, чтобы утопить Бога, но по мере того, как он бежал, земля все прирастала и прирастала, и Сатана никак не мог добежать до воды. Положил Сатана Бога на землю и думает: «Земля тоненькая, как скорлупа. Я прокопаю яму до воды и брошу туда Бога». Но сколько он ни копал, не смог докопаться до воды.

Вот почему на свете так много земли – ее «набегал» Сатана, когда хотел уничтожить Бога.

Тем временем Бог проснулся и сказал:

- Теперь ты понял, что бессилен по сравнению со мной – земля и вода подчиняются мне, а не тебе. А яма, которую ты выкопал, понадобится тебе самому – под пекло» (4).  

Бог выступает как творец всего сущего, а Сатана, бывший первоначально его помощником, превращается в противника и изгоняется с вновь созданной Земли. Так проявляется дуализм, свойственный мышлению древнего человека: белому противостоит черное, добру - зло, правде – кривда и т.п.

Земля у славян не просто ил и грязь, которую сумел вытащить изпод воды Сатана. Мать - сыра земля воплощалась в образе женского божества плодородия; ритуалы, связанные с ее почитанием, призваны были обеспечить хороший урожай, здоровый приплод, то есть плодородие вообще. Травы и деревья славяне считали волосами земли, горы и скалы – костями, пригорки и берега рек – коленями, реки – ее кровью. Земля, как и живой человек, могла страдать и радоваться, рождать детей – земных существ, оберечь и наказать. Магические изображения женщин-родоначальниц обнаруживаются исследователями еще в искусстве археологических культур эпохи палеолита, напря-мую связаны с этим культом и трипольские женские статуэтки с символом засеянного поля на животе, и ритуальные «четырехгрудые» сосуды лужицкой культуры. Символ плодородия в образе женщины переходит и в позднейшие христианские обряды весенне-летнего цикла (масленица, семик и др.).
Лужицкая культура. Ритуальные сосуды с четырьмя сосцами 
Рис11. Ритуальные сосуды с четырьмя сосцами. Лужицкая культура.

 Трипольская культура. Женские статуэтки
Рис. 12. Женские статуэтки.
Мать - сыра земля для славянина - воплощение всего живого. Отсюда и трепетное отношение к ней, и призыв в свидетели во время клятвы (есть землю; целовать землю), и стремление славянина взять с собой горсть родной земли, чтобы она помогла на чужбине. В сказке о Кощее Бессмертном герой перед схваткой с чародеем бросает горсть родной земли, и тут же возникает рядом с ним русская дружина, готовая прийти ему на помощь. Образ земли нередко встречается и в славянских заговорах. К ней обращаются для сохранения жизни воина (Мать сыра земля, ты мать всякому железу, а ты, железо, поди в свою матерь землю, а ты, древо, поди в свою матерь древо, а вы, перья, подите в свою матерь птицу, а, птица, полети в небо, а клей пойди в рыбу, а, рыба, поплыви в море; а мне бы (имя) было бы просторно по всей земли), для приворота возлюбленной или возлюбленного (Как они разожглись, распалились от неба до земли, разжигаются небо и земля и вся подвселенная, так бы разжигало у (имя девицы) к (имя молодца) легкое и печень, и кровь горячу, не можно бы ей ни жить, ни быть, ни пить, ни есть, ни спать, ни лежать, все на уме меня держать), наконец, в качестве закрепления сказанных магических слов (Тем моим словам небо — ключ, земля — замок).

Замыкала в себе земля покойника, и если он умирал на чужбине, то клали с ним в платке или ладанке немного родной земли, а во время похорон каждый кидал в могилу по горсти земли, причитая: «Ты не хотел дольше ос-таваться с нами, так возьми себе этой земли и прощай!» (5). «Пусть земля ему будет пухом!» - говорили и сейчас говорят о покойнике и верили, что, если жил он доброй жизнью, почитал землю, относился к ней, как сын, то так и будет; если же нет, - ляжет она на гроб тяжелым камнем. Земля с могилы могла помочь побороть страх перед смертью, болезнь, но могла использоваться и в наведении всевозможных порч, совмещая в себе таким образом две грани – начала и конца жизни, рождения и смерти. Самым страшным заклятием считалось «вынуть след» человека и нашептать на него свою волю. По старинному поверью считалось, что такой наговор связывает человека по рукам и ногам.

Земля является началом оберёжным, поэтому археологи и этнографы часто находят её символы на предметах быта, украшениях, в вышивках на одежде, в резьбе на оконных наличниках и перед входом в дом.
 Символы земли
Рис.13. Символы земли, сочетающиеся с символами засеянного поля.
Под влиянием христианства образ матери-земли совпал с образом Богородицы.

Очень тесно связана с происхождением мира, земли идея Мирового древа, в славянской интерпретации – дуба. Корни его приравниваются к преисподней, у корней обитает всякая нечисть и  «нечистые» животные – барсуки, змеи и др.; ствол соотносится с миром людей, Землей, в стволе строят свои ульи пчелы, приносящие мед; крона – с небом, богами, здесь дом соловья. Мировое древо является центром мироздания, соединяет небесное и земное. По Мировому древу можно взобраться на любое из девяти небес, которые окружают Землю. На каждом из небес живут свои обитатели: Солнце и звезды; Месяц; тучи и ветры; Заря; хляби небесные; прародители птиц и зверей и др. На седьмом небе располагается и славянский рай – «Ирий» (6), или «остров Буян». Плоды Мирового древа – семена всех деревьев и трав. Образ Мирового древа воплотился в сказках, мотивом которых является бобовое зернышко или желудь, которые, попав в подполье, прорастают сначала до пола, потом до потолка, а потом и до неба, куда и забирается герой по стволу выросшего дерева. Этот образ находит отражение в загадках («Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит». – Дорога; «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом суку по 4 гнезда, в каждом гнезде по 7 яиц». – О годе, 12 месяцах, 4 неделях, 7 днях), в заговорах (Вот начала некоторых из заговоров: «Есть в западной стороне море Черное; в том море есть остров. На том же острову выросло дерево, на том же древе - корень и ветвие, на том же Древе сидит железен муж…»; «На море-Кияне стоит дуб широколист, у того дуба сто веток и едина ветка не гнутся от ветра, не ломятся от дождя…»; «Есть Окиян-море, на пуповине лежит Латырь-камень, на том Латыре-камени стоит булатный дуб, и ветки и корень булатные…»), в свадебном обряде. Мировое древо является постоянным мотивом в обрядовой и  обережной вышивке славян. Оно располагается в центре композиции, символизируя начало начал, центр мироздания. Очень часто на рушниках появляется не одно, а два Мировых древа как отголосок древнего славянского мифа.
Мотив мирового древа
Рис.14. Мотив мирового древа в кружевах рушника

В сказках, летописях славян, а также в отреченных книгах («Мысленник», «Разумник») отражается несколько идей происхождения человека. «Молния ударила в Землю, и загорелся на Земле ПЕРВЫЙ В МИРЕ ОЧАГ, из угольков которого и родились первые в мире люди; мужчина, которого звали МУЖ, и женщина, имя которой – ЖЕНА» (7). Этот древнейший миф нашел отражение в народном творчестве. Он тесно связан с культом печи (очага, огня) и переплетается с культом предков. Очаг становится местом их пребывания. В сказках «Иван Попялов», «Тельпушок» герой как раз рождается из пепла, уголька, завернутого в тряпицу.

Более распространенными являются мифы о том, что Бог вылепил человека из теста или из глины. Здесь, несомненно, прослеживается библейское влияние на славянскую мифологию. Однако библейский миф повторяется лишь частично. В сотворение людей у славян, как правило, вмешивается собака. Она либо съедает мужчину или женщину, и Богу приходится лепить их заново; либо отвлекается на что-либо, и тогда черт измазывает людей грязью; либо крадет у бога ребро Человека, и Бог творит Женщину из огрызка. Встречаются варианты мифа, в которых не собака, а черт крадут ребро Человека, а Бог, догоняя черта, отрывает у него хвост; из его хвоста делает Женщину. Так объясняется женское непостоянство, изворотливость ума и лукавство. Если, по библейской легенде, Бог создал человека и вдохнул в него душу, то в некоторых вариантах славянских мифов человека создал Сатана, а Бог только завершил дело: «Мылся Бог в жаркой бане и вспотел. Взял ветошку, обтерся и бросил ее с неба на землю. Подобрал дьявол эту ветошку и сотворил из нее человека, а Бог после вдохнул в него душу» (8). Именно таким, как рассказывается в Лаврентьевской летописи, виделось сотворение человека древнерусским волхвам.

Свойствен славянской мифологии и мотив изгнания людей из рая (ирия). Очень хорошо известны здесь варианты с грехопадением или вкушением яблока (Сатана является Женщине в образе жабы), собственно славянским является вариант изгнания Человека за лень и непослушание. В последнем варианте мифа находит отражение и земледельческий уклад жизни славян: «Когда Бог сотворил людей, он дал Человеку в руки заступ и плуг, а Еве – прялку и веретено, чтобы они жили в раю и работали. Однажды вышли Бог и Человек пахать поле. Бог встал на место пахаря, а Человека поставил погонщиком волов. В полдень Бог распряг волов, прилег отдохнуть, а Человеку сказал: «Ты смотри, не спи. Пообедай сам, напои волов и постереги их, а когда солнце повернет с полудня, разбуди меня». Человек пообедал, постерег немного волов, а потом прилег под кустом и заснул. Когда Бог проснулся, день клонился к вечеру и нигде не было видно ни волов, ни Человека. «Человек, эй, Человек!» – зовет Бог. Да где там! Не слышно и не видно Человека. Начал искать Бог Человека, видит – а тот лежит под кустом и храпит. Бог ударил Человека хворостиной и сказал: «Проклятое ты творение, испоганенное дьяволом, такое же непослушное, как и он сам. Не достоин ты жить со мной в раю. Иди себе к черту!» Так и выгнал Бог первых людей из рая» (9).

Мир казался славянам единым целым: в нем было всё взаимосвязано, и всему было своё место и время. Многие современные исследователи славянского фольклора и традиций обращают внимание на преобладание здесь бинарных оппозиций, объединяющих противоположные начала. Эти противоположные начала охватывают не только космогонические мифы (земля – небо, Бог – Сатана, ирий (рай) – ад, мужчина – женщина, рождение – смерть, Солнце – Месяц), но и остальную славянскую мифологию. Естественно, мир не стоял на месте, в нем постоянно появлялось что-то новое, и если это новое не противоречило жизненному укладу людей, их здравому смыслу, нравственным законам, климатическим условиям, то оно тоже обожествлялось, включалось в круг верований славян.
___________________________
Примечания
1.  Нам кажется более состоятельной трактовка происхождения лексемы «бѣсъ» от общесл. *bois-ъ, однокоренной к лексеме «бояться».
2.   Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001. С.14-15.
3.  См. подробнее: Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003. С. 78 – 83.
4.  Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003. С. 80.
5. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С.194.
6. Ирий  (Вирий) - древнее название славянского ведического рая. По разным версиям, ирий - сад находится по ту сторону облаков или  лежит далеко на востоке, у самого моря. Там вечное лето, и именно туда на зиму улетают птицы. Там растет Мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб), у вершины которого обитали птицы или души умерших. Находится в Ирии и терем Солнца. Ключи от Ирия были некогда у вороны, но та прогневила богов, и ключи передали ласточке. По свидетельству народных легенд, в Ирии, у колодцев, находятся места, приуготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей. Это студенцы с чистой ключевой водою, при которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки и сладко поют райские птицы. Течет здесь молочная река. Праведных ожидает в Ирии такое несказанное блаженство, что время для них как бы перестанет существовать. Целый год пролетит как единый неуловимый миг. А долгие триста лет покажутся всего-навсего тремя короткими, счастливыми, сладостными минутами. Правит Ирием Сварог, поэтому в мифах иногда Ирий упоминается под названием Сварга. (см. Афанасьев А.Н.. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т. М., 2002).
7. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001. С.16.
8. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003. С.95.
9.  Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003. С. 97.



далее... (Магические действия)
Главная
Сайт "Славяне" © Шушарина И.А.
Страница создана 16.06.2006 г.

Hosted by uCoz