title

___  ___

Гостевая книга   |   E-mail  |  ICQ: 277308515  |  Навигация

 



Главная

Разделы сайта

Славяне. Кто они?
Истоки
Культура славян

Верования славян

Жизнь славян в древности

Общество. Управление. Суд

Род. Семья. Человек. Имя

Поселения славян

Дом и очаг

Хозяйство и быт

Ремесло

Торговля

Славянский календарь

Обряды

Одежда славян

Славянская трапеза

Славянские государства
Славянские языки
Письменность
Справочная информация

Жизнь славян в древности

Общество. Управление. Суд.

Письменные и археологические данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти первого тысячелетия нашей эры (VIII – IX века) у славян происходит процесс разложения первобытно-общинных отношений и формирование первых государств (см. Первые славянские государства). Достоверных сведений о быте славян более ранней поры почти не сохранилось. Античные и средневековые иностранные авторы характеризуют славян (венедов, энетов, антов, склавен) как племена воинственные, занимающиеся земледелием, ведущие к середине первого тысячелетия нашей эры оседлый образ жизни. Сведения, получаемые нами из этих источников, весьма скудны и, вероятно, не всегда адекватно оценивают реальное положение вещей. О раннем быте славян мы можем в некоторой степени судить по более поздним источникам.

Первобытно-общинный строй не мог бесследно уйти в прошлое. Продолжением родовых отношений в славянской духовной культуре стал коллективизм, который приводит к нивелированию отдельной личности. Это находит отражение в коллективных формах управления (крестьянская община, городское вече), которые обладают непререкаемым авторитетом и становятся носителями и защитниками традиции. Вечевое правление в ранний феодальный период было присуще не всем славянам. На систему управления у западных славян изначально большое влияние оказали немецкие феодалы, а у южных славян – военизированное племя тюркских булгар. Восточные славяне как отголосок родовых отношений долгое время сохраняли вече, представлявшее собой прямую демократию. Как свидетельствуют летописи, народные собрания были древним обыкновением в городах еще до установления княжеской власти, а позднее народ, хоть и покорился князьям, но имел некоторые вольности и в необходимых случаях сходился на общий совет. Вечевые собрания проходили нерегулярно: иногда в неделю их могло быть несколько, иногда за год не проходило ни одного. Собирались только по особо важным случаям: вторжение противника, военные неудачи, недовольство правлением властей. Остальные вопросы решались князем. Своей классической формы вечевое правление достигло в Новгороде и Пскове. Вече здесь имело законодательные функции (призвание князей), вело административную деятельность, избирая посадников, тысяцких, архиепископов, назначая воевод, принимая решения о строительстве городов; осуществляло судебные функции и т.д.

Несмотря на то, что от периода средневековья до нас дошло значительное количество документов, мы очень мало знаем о быте, нравах и характерах отдельных лиц. В летописях рассказывается история государств, а не история людей, которые эти государства создавали. Даже то немногое, что мы знаем о славянских князьях, наполнено мифами и домыслами. Не исключено, что среди первых правителей формирующихся славянских государств были воины-иноземцы, захватившие власть (Кий) и специально приглашенные на княжение (Само, Рюрик). В более позднее время система «выборных королей», в том числе и иноземных, существовала, например, в Польше (см. главу «Республика Польша»).

Отношения людей в обществе долгое время регулировались народным обычаем. К нему относились как к нерушимому, священному установлению. Чем древнее казался обычай, тем большим уважением он пользовался. Безусловно, с течением времени обычаи преобразовывались, современные устои, перемены в жизни племен не могли не накладывать на них свой отпечаток, однако происходило это исподволь, помимо сознания людей, в памяти которых «старина» как будто сохранялась. В общепринятой норме не допускались лишь радикальные изменения. По мере усложнения общественной жизни эти отношения всё же пришлось регулировать, потому что возникали конфликты, не вписывающиеся в рамки обычного права. Так, князь Игорь, пренебрегая стариной, попытался собрать с древлян повторную дань, что привело к его убийству. Его вдова, княгиня Ольга, предпринимает ряд законодательных мер, которые не отвечали обычному праву, но устанавливали силу и правоту власти. В этом «установлении справедливости» еще очень хорошо просматривается долгое время бытовавший у славян обычай кровной мести (рода, задруги). За содеянное преступление отвечал не один человек, а весь род, и он должен был либо выдать преступника, либо платить за содеянное коллективно. В Польше такой обычай (opole) существовал еще в XIII веке, в Чехии (honitva) – до конца XII века.

Установление правоты у древних славян долгое время тесно связано с представлением о божественной справедливости. Более важным было не установить виновность или невиновность человека, а выяснить, по божьему ли соизволению, или «попущению», всё произошло. В связи с этим славяне часто решают тяжбы судебным поединком («полем»), испытанием железом или водой. Судей, как таковых, славяне не имели. Спор первоначально разрешали старейшины рода, затем – князья. Иногда в суд вызываются свидетели (свѣдетель – тот, кто ведает, знает истину), видоки (тот, кто видел совершение преступления) или послухи (должны были засвидетельствовать добрую славу того, на чьей стороне они выступали). При этом сами свидетели должны быть людьми беспорочными. Так, в сказке о кукушечке-горюшечке очень хорошо отображен выбор свидетелей с её стороны: «Знаем мы твоего воробья – ябедника, клеветника и вредителя. Мужик поставит новую избу – воробей прилетит, дыр навертит. Мужик избу топит, а воробей тепло на улицу выпускает. Плох твой свидетель!» (1). Суд считался праведным только в том случае, если все обычаи были соблюдены, при этом необязательно истина должна была оказаться на стороне правого на самом деле. Победителю вручалась «правая» грамота, так как Бог оказался на его стороне; потерпевший поражение признавался виновным. Судебные поединки, как показывают письменные источники – летописи, судебники –  бытовали у славян примерно до середины XVI века.

С принятием христианства обычай получил подкрепление правовыми нормами, отраженными в Священном Писании, но «старина» еще очень долгое время продолжала существовать наряду с новыми законами. В славянских государствах в разное время составляются всевозможные сборники законов, которые должны регулировать правовые отношения. Так, например, Мефодий в конце IX века создает сборник административных законов "Закон судебныи людемъ", в Х веке у поляков появляется сборник "Мешко судья", в Киевской Руси X – XIII веков при судебных разбирательствах используют "Русскую Правду", позднее – "Мерило праведное", Судебники, "Соборное уложение" и другие.


___________________________
Примечания
1. Жар-птица: Русские народные сказки. Смоленск, 2002. С.117.


далее... (Род. Семья. Человек. Имя)
Главная
Сайт "Славяне" © Шушарина И.А.
Страница создана 30.06.2006 г.

Hosted by uCoz