|
Происхождение славян
(Этногенез)
Часть 3
Гипотезы расположения
славянской прародины
Используя перечисленные выше
источники, ученые строят гипотезы об истоках славянства. Однако разные
ученые не сходятся не только в определении места славянской прародины,
но и во времени выделения славян из индоевропейской группы. Существует
целый ряд гипотез, согласно которым о славянах и их прародине с
уверенностью можно говорить, начиная с конца III тысячелетия до н.э. (О.Н. Трубачев), с конца II
тысячелетия до н.э. (польские ученые Т.
Лер-Сплавинский, К. Яжджевский, Ю. Костшевский и др.), с
середины II тысячелетия до н.э. (польский ученый Ф. Славский), с IV в. до н.э. ( М. Фасмер, Л. Нидерле, С.Б. Бернштейн, П.Й.
Шафарик).
Наиболее ранние научные гипотезы о прародине славян можно обнаружить в
трудах русских историков XVIII – XIX вв. Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О.
Ключевского. В своих изысканиях они опираются на «Повесть временных лет» и делают
вывод о том, что прародиной славян были р. Дунай и Балканы. Сторонниками дунайского происхождения славян были
многие русские и западноевропейские исследователи. Более того, в конце
XX в. российский ученый О.Н. Трубачев
уточнил и развил ее. Однако на протяжении XIX – ХХ вв. у
этой теории было и немало противников.
Один из крупных историков-славистов
чешский ученый П.И. Шафарик
считал, что прародину славян следует искать в Европе, по соседству с
родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он
считает, что славяне уже в глубокой древности занимали обширные
пространства Средней и Восточной Европы, а в IV в. до н.э. под натиском
кельтов переселились за Карпаты.
Однако и в это время они занимают весьма обширные территории - на
западе - от устья Вислы к Неману, на севере – от Новгорода до истоков
Волги и Днепра, на востоке – до Дона. Далее она, по его мнению, шла
через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу
Одера и Вислы к Балтийскому морю.
В конце XIX – начале ХХ вв. акад. А.А.Шахматов
развил идею двух
славянских прародин: района, в пределах которого сложился
праславянский язык (первая прародина), и района, который праславянские
племена занимали накануне расселения по Центральной и Восточной Европе
(вторая прародина). Он исходит из того, что изначально из
индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся
автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности
славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины
(первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский
язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. В связи
с великим переселением народов германцы в конце II в.н.э. продвигаются
на юг и освобождают бассейн р. Вислы, куда и приходят славяне (вторая
прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и
восточную. Западная ветвь продвигается в район р. Эльбы и становится
основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после
распада империи гуннов (вторая половина V в.н.э.) разделилась на две
группы: одна из них заселила Балканы и Дунай (основа современных
южнославянских народов), другая – Днепр и Днестр (основа современных
восточнославянских народов)[1].
Наиболее популярной среди лингвистов гипотезой о прародине славян
является висло-днепровская.
По мнению таких ученых, как М.Фасмер
(Германия), Ф.П.Филин, С.Б.Бернштейн
(Россия), В.Георгиев
(Болгария), Л.Нидерле (Чехия),
К. Мошиньский (Польша) и
др., прародина славян располагалась между средним течением Днепра на
востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от
верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере. Таким
образом, прародина славян определяется ими как современная
северо-западная Украина, южная Белоруссия и юго-восточная Польша.
Однако в исследованиях отдельных ученых встречаются те или иные
вариации.
Л. Нидерле
считает, что место славянской прародины может быть определено только
предположительно. Он высказывает предположение о принадлежности к
славянам таких племен, как невры, будины, скифы-пахари. На основании
сообщений историков римского времени и данных языкознания, в частности
топонимики, Л. Нидерле очень осторожно очерчивает область славянского
расселения в начале I тыс. н.э.
Она, по его мнению, находилась к северу и северо-востоку от Карпат, на
востоке достигала Днепра, а на западе - верховьев реки Варты. При этом
он отмечает, что западные границы славянского ареала, возможно,
придется передвинуть к реке Эльбе, если будет доказана славянская
принадлежность могильников - полей погребений лужицко-силезского
типа[2].
Ф.П. Филин определяет
область расселения славян в начале н.э. между Западным Бугом и Средним
Днепром. Он, опираясь на лингвистические и экстралингвистические
данные, предлагает периодизацию развития языка праславян. Первый этап
(до конца I тыс. до н.э.) - начальная стадия формирования основы
славянской языковой системы. На втором этапе (от конца I тыс. н.э. до
III-IV вв. н.э.) - в праславянском языке происходят серьезные изменения
в фонетике, эволюционирует его грамматический строй, развивается
диалектная дифференциация. Третий этап (V-VII вв. н.э.) совпадает с
началом широкого расселения славян, что в конечном счете привело к
делению единого языка на отдельные славянские языки. Эта периодизация
во многом соответствует основным этапам исторического развития ранних
славян, восстанавливаемого на основе данных археологии[3].
Дальнейшее
расселение славян из висло-днепровской района происходило, по мнению С.Б.Бернштейна, на запад до Одера,
на север до озера Ильмень, на восток до Оки, на юг к Дунаю и Балканам.
С.Б.Бернштейн поддерживает гипотезу А.А.Шахматова о первоначальном
разделении славян на две группы: западную
и восточную; из последней в
свое время выделились восточная
и южная группы. Именно этим
объясняется большая близость восточнославянских и южнославянских языков
и некая обособленность, в частности фонетическая, западнославянских[4].
К проблеме этногенеза славян неоднократно обращался Б.А. Рыбаков. Его концепция также
связана с висло-днепровской гипотезой и основана на единстве территорий
обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: от Одера на
западе до левобережья Днепра на востоке. Историю славян Б.А. Рыбаков
начинает с эпохи бронзы - с XV в. до н.э. - и выделяет пять ее этапов.
Первый этап он
связывает с тшинецкой культурой (XV-XIII вв. до н.э.). Область ее
распространения, по его мнению, была "первичным местом объединения и
формирования впервые отпочковавшихся праславян ... эта область может
быть обозначена несколько туманным словом прародина"[5]. Тшинецкая
культура простиралась от Одера до левобережья Днепра. Второй этап -
лужицко-скифский - охватывает XII-III вв. до н.э. Славяне в это время
представлены несколькими культурами: лужицкой,
белогрудовской, чернолесской и скифскими лесостепными. Племена
лесостепных скифских культур, занимавшиеся земледелием, были славянами,
объединенными в союз под именем сколотов. Падение лужицкой и скифских
культур привело к восстановлению славянского единства - наступил третий этап
истории праславян, продолжавшийся со II в. до н.э. по II в. н.э., и
представленный двумя близкими между собой культурами: пшеворской и
зарубинецкой. Их территории простирались от Одера до левобережья
Днепра. Четвертый
этап он датирует II-IV вв. н.э. и называет его
пшеворско-черняховским. Этот этап характеризуется усилением влияния
Римской империи на славянские племена. Пятый этап -
пражско-корчакский, датируется VI-VII вв., когда после падения Римской
империи славянское единство было восстановлено. Совпадение ареалов всех
перечисленных культур, в том числе и достоверно славянской -
пражско-корчакской, - является, по мнению Б.А. Рыбакова,
доказательством славянской принадлежности всех этих культур[6].
В последние десятилетия экспедиционные исследования украинских
археологов значительно расширили научную базу. По мнению этих ученых,
история славян начинается с позднелатенского периода. По мнению В.Д. Барана, сложение
раннесредневековых славянских культур было результатом интеграции
нескольких культур римского времени: пражско-корчакская культура
сложилась на основе черняховской культуры Верхнего Поднестровья и
Западного Побужья при участии элементов пшеворской и киевской культур;
пеньковская культура сложилась в условиях слияния элементов киевской и
черняховской культур с кочевническими культурами; колочинская культура
возникла при взаимодействии позднезарубинецких и киевских элементов с
балтийскими. Ведущая роль в становлении славянства, по мнению В.Д.
Барана, принадлежала киевской культуре[7]. Концепция славянского
этногенеза изложена В.Д. Бараном,
Р.В.Терпиловским и Д.Н. Козаком [8]. Ранняя история славян, по
их мнению, начинается с первых веков нашей эры, когда сведения о
славянах, называемых тогда венедами, появляются в трудах античных
авторов. Венеды обитали к востоку от Вислы, им принадлежали
зарубинецкая и пшеворская культуры Волынского региона. В дальнейшем со
славянами связаны зарубинецкая и позднезарубинецкая культуры, а через
них - киевская и частично черняховская, на основе которых формировались
раннесредневековые славянские культуры.
В
последние десятилетия проблемам этногенеза славян посвящен ряд работ В.В. Седова [9]. Древнейшей
славянской культурой он считает культуру подклешевых погребений
(400-100 гг. до н.э.), поскольку именно начиная с этой культуры
прослеживаются элементы преемственности в эволюционном развитии
древностей вплоть до достоверно славянской эпохи раннего
средневековья[10].
Культура подклешевых погребений
соответствует первому этапу истории праславянского языка по
периодизации Ф.П. Филина[11]. В конце II в. до н.э. под сильным
кельтским влиянием культура подклешевых погребений трансформируется в
новую, получившую название пшеворской. В составе пшеворской культуры
выделяются два региона: западный - Одерский, заселенный, главным
образом, восточногерманским населением, и восточный - Висленский, где
преобладающим этносом были славяне. Хронологически пшеворская культура
соответствует, согласно периодизации Ф.П. Филина, среднему этапу
развития праславянского языка[12]. Зарубинецкую культуру,
сформировавшуюся при участии пришлых подклешево-поморских племен и
местных милоградских и позднескифских, он считает особой в языковом
отношении группой, занимавшей промежуточное положение между
праславянским и западнобалтским языками. С пшеворской культурой связана
своим происхождением славянская пражско-корчакская культура. По мнению
В.В. Седова, славяне составляли один из компонентов полиэтничной
черняховской культуры.
О.Н.Трубачев в своих работах
отвергает и висло-днепровскую гипотезу, и ее висло-одерский вариант.
Как альтернативу он выдвигает так называемую «неодунайскую»
гипотезу прародины славян. Местом первичного их расселения он считает
Среднее Подунавье – территорию стран бывшей Югославии (Словении,
Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории), юг Чехословакии и
земли бывшей Паннонии (на территории современной Венгрии).
На какое-то время около I в.н.э. славяне были вытеснены кельтами
и уграми на север, в Повисленье, и на восток, в Поднепровье. Связано
это было с великим переселением народов. Однако уже в середине I
тыс.н.э. славяне, «храня память о своих прежних местах обитания»,
«снова занимают Подунавье, земли за Дунаем, Балканы». Таким образом,
«движение славян на юг было возвратным»[13].
Свою гипотезу О.Н.Трубачев аргументирует лингвистическими и
экстралингвистическими фактами. Он считает, что, во-первых, продвижение
славян сначала на север, а затем на юг вписывается в общий процесс
переселения народов в пределах Европы. Во-вторых, подтверждается
записями летописца Нестора: «По мнозэхы же времянэхы». В-третьих,
именно у южных славян, которые жили по р. Дунаю, раньше всех появилось
самоназвание *slověne – словэне, которое постепенно утверждается в
трудах византийских историков VI в., готского историка VI в. Иордана
(склавины). В то же время западных и восточных славян они именуют
венедами и антами, то есть чуждыми славянам названиями. Сам этноним
славяне О.Н.Трубецкой соотносит с лексемой слово и толкует его как
«ясно говорящие», то есть говорящие на понятном, не чуждом языке[14].
В-четвертых, в фольклорных произведениях восточных славян очень
часто упоминается р. Дунай, что О.Н.Трубачев считает сохранившейся
живой памятью о Подунавье[15]. В-пятых, он считает, что Угры, придя на
территорию Подунавья и основав в I в.н.э. свое государство, застали там
славянское население и славянские топонимы: *bъrzъ, *sopot, *rěčina,
*bystica, *foplica, *kaliga, *belgrad, *konotopa и др.[16]
Таким образом, О.Н.Трубачев считает, что «южный висло-одерский ареал…
приблизительно совпадает с северной периферией среднедунайского
ареала»[17], а район первичного расселения славян совпадает с районом
первичного расселения носителей общеиндоевропейского языка.
Вопрос о прародине славян продолжает оставаться открытым. Ученые
выдвигают все новые и новые доказательства в пользу той или иной
гипотезы. В частности Г.А.Хабургаев полагает, что праславянские племена
возникли в результате скрещивания западнобалтийских племен с италиками,
фракийцами (в районе современной северной Польши) и иранскими племенами
(на р. Десне).
Литература
Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы.
Словарь-справочник. – М., 2000.
Алексеева Т. И. Этногенез восточных славян по данным антропологий. -
М., 1973.
Алексеева Т.И. Славяне и германцы в свете антропологических данных //
Вопросы истории, 1974, № 3.
Андреев А. Мир тропы: Очерки русской этнопсихологии. – СПб., 2000.
Археология с древнейших времен до средневековья. В 20 тт. – М., 1981 –
2000. (Издание не завершено).
Асов А.И. Анты, арии, славяне. – М., 2000.
Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков, М.,
1961.
Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. – М., 1994.
Горнунг Б. В. Из предыстории образования общеславянского языкового
единства. - М., 1963.
Гудзь-Марков А.В. Индоевропейская история Евразии. Происхождение
славянского мира. – М., 1995.
Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. – М., 2001.
Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. – М., 2002.
Древности славян и Руси. – М., 1988.
Древность. Арьи. Славяне. – М., 1996.
Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских
древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции
текстов. - М., 1974.
Иордан, О происхождении и деяниях гетов, Getica, пер. с греч. - М.,
1960.
Калашников В.Л. Славянская цивилизация. – М., 2000.
Кобычев В.П. В поисках прародины славян. – М., 1973.
Кто они и откуда? Древние связи славян и Ариев. – М., 1998.
Лызов А.И. Скифская история. – М., 1990.
Ляпушкин И. И. Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа.
Археологические разыскания о времени заселения Левобережья славянами,
М. - Л., 1961.
Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования
древнерусского государства (VIII - первая половина IX в.).
Историко-археологические очерки - Л., 1968.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 тт. Т.1. Земля.
Население. Экономика. Сословие. Государство. – М., 1993.
Мишулин А. В. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских
писателей по VII в. н. э. // Вестник древней истории, 1941, № 1.
Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы.
Представления об этнической номинации и этничности XVI – начала XVIII
века. – СПб., 1999.
Народы Европейской части СССР, т. 1. - М., 1964.
Народы зарубежной Европы, т. 1. - М., 1964.
Нидерле Л. Славянские древности, пер. с чеш. - М., 2000.
Петрухин В.Я. Славяне. – М., 1999.
Погодин А. Л. Из истории славянских передвижений. – СПб., 1901.
Прокопий из Кесарии, Война с готами, пер. с греч. - М., 1950.
Рыбаков Б. А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы
истории, 1974, № 1.
Седов В.В. Славяне в древности. – М., 1994.
Семенова М. Мы – славяне. – СПб., 1997.
Славяне накануне образования Киевской Руси. - М., 1963.
Смирнов Ю. И. Славянские эпические традиции.- М., 1974.
Третьяков П. Н. У истоков древнерусской народности. - Л., 1970.
Третьяков П.Н. Некоторые данные об общественных отношениях в
восточнославянской среде в I тысячелетии н. э. // Советская археология,
1974, №2.
Тулаев П.В. Венеты: предки славян. – М., 2000.
Феофилакт Симокатта, История, пер. с греч. - М., 1957.
Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. - М. - Л., 1962.
Шахматов А. А. Древнейшие судьбы русского племени.- П., 1919.
Lerh -Spławinski Т. О pochodzeniu i praoji czyznie słowian. - Poznań,
1946.
Szymanki W. Słowianszczyzna wschodnia. - Wrocłlaw, 1973.
Słowianie w dziejach Europy. - Poznań, 1974.
Niederle L. Zivot starych slovanu, dl 1-3. - Praha, 1911-34.
Примечания
[1] См. подробнее: Шахматов А.А. Русский язык и его
особенности. Вопрос об образовании наречий // Шахматов А.А. Очерк
современного русского литературного языка. – М., 1941.
[2] Нидерле Л. Славянские древности. – М., 2000.
[3] Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М.-Л., 1962.
[4] Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. –
М., 1961.
[5] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981. С. 221.
[6] Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. – М., 1979.
[7] Баран В.Д. К вопросу об истоках славянской культуры раннего
средневековья//Acta archeologica Carpathica. Т. 21. Krakow,1981. С.
67-88.
[8] Баран В.Д., Терпиловский Р.В., Козак Д.Н. Похождения слов'ян. Киiв,
1991.
[9] Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. Седов
В.В. Славяне в древности. М., 1994.
[10] Седов В.В. Славяне в древности. - М., 1994. С. 144.
[11] Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. - М.;Л., 1962. С.
101-103.
[12] Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. - М.;Л., 1962. С.
103-110.
[13] Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян // Вопросы
языкознания. – 1985. - № 4. – С.9.
[14] Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по
данным этимологии и ономастики // Вопросы языкознания. – 1981. - № 4. –
С.11.
[15] Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез. Древние славяне по данным
этимологии и ономастики // Вопросы языкознания. – 1982. - № 5. – С.9.
[16] Трубачев О.Н. Там же.
[17] Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян // Вопросы
языкознания. - 1985. - № 5. – С.12.
|