___ ___ |
|
|
Главная Этногенез славян. Источники Гипотезы о прародине славян Мнения и легенды о славянской прародине |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этногенез славянАрхеологические культуры славян как источник поиска славянской прародиныАрхеологические поиски ведутся в последние
десятилетия
на основе теории об автохтонности
славян (автохтон –
коренной житель). Археология исходит из положения, что
этнические
образования различаются между собой не только языком, но и культурой;
языковая
общность сочетается с общностью этнографической, находящей свое
выражение в вещественных
остатках прошлого, так называемых археологических культурах. Археологическая культура – устойчивая совокупность признаков,
свойственных
остаткам прошлого определенного периода развития общества. Сюда входят:
В разное время ученые обнаружили несколько археологических культур, которые в той или иной мере соотносятся со славянами (см. табл. 1). Эти культуры характеризуют жизнь тех или иных этносов на разных этапах развития. Самый ранний этап – протославянский - охватывает IV–I тысячелетия до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовало тогда несколько родственных между собой культур (как полагают некоторые исследователи, часть их - полиэтнические), занимавших довольно обширную территорию. В недрах этих культур начали формироваться некоторые элементы, которые впоследствии стали характерными для славян и некоторых других народов Европы. Табл.1
В начале ХХ в. украинский археолог В.Хвойка к югу
от Киева, близ села Триполье, раскопал остатки сгоревших сооружений, в
основе
которых находились огромные глиняные площадки. Здесь он обнаружил
множество керамических
сосудов, расписанных затейливыми узорами; статуэтки женщин; каменные,
костяные
и металлические орудия труда, оружие.
Эта археологическая культура относится к эпохе энеолита. Она
распространена между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем. Трипольская
культура является наиболее древней из всех, которые в той или
иной мере
считают протославянскими, и охватывает период с 4-го тыс. до н. э. по
вторую
половину 3-го тыс. до н. э.
Поселения
трипольцев расположены на укрепленном
валами и рвами плато, состоят из 10-15 глинобитных жилищ, среди которых
встречаются и двухэтажные. К основным занятиям трипольских племен
относятся
скотоводство, земледелие, охота, рыболовство. Племена вели активный
обмен с
соседними племенами, в частности, с жителями Балканского полуострова,
откуда
они получали медь. Многочисленные археологические находки
свидетельствуют о
господстве в этой культуре матриархата, почитании Великой матери.
Вероятно, очень сильно развиты
были и аграрные культы,
культ огня. Долгое время оставалось загадкой отсутствие трипольских
захоронений, пока в одном из раскопов не был обнаружен ритуальный сосуд
для
сжигания тел. Причем пепел трипольцы не подвергали захоронению, а
развеивали по
ветру. Сам В.Хвойка, а вслед за ним и многие другие исследователи
считали
трипольскую культуру протокультурой восточных славян, однако существует
и
небезосновательное мнение о ее полиэтничности. Огромное
количество споров
вызывает и фатьяновская археологическая культура,
которая относится к
эпохе позднего энеолита и раннего бронзового века (первая половина II тыс. до н.э.). Название
свое эта культура получила по могильнику, раскрытому у д.Фатьяново
Ярославской
обл. в 1873 г. Поселения фатьяновцев не найдены. Предположительно они занимали уже существовавшие поселения
местных племен или селились в труднодоступных местах (на болотах или в
лесах).
Фатьяновская культура известна по захоронениям. Умерших хоронили в
скорченном
положении: мужчин на правом боку головой на запад, женщин на левом боку
головой
на восток. В ямах и внутримогильных сооружениях из дерева или бересты
находят
бронзовое оружие, каменные, реже медные орудия труда, глиняные сосуды,
украшения из янтаря, раковин, зубов животных. Фатьяновцы являются
предками славян,
балтов и германцев. Некоторых
элементы славянской
культуры прослеживаются в ряде предславянских культур бронзового века:
унетицкой, тшинецкой, лужицкой. Унетицкая
культура распространена в
первой половине II тыс.
до н.э. на территории Силезии, Саксонии и Тюрингии, Чехии и Нижней
Австрии. Поселения
этих племён состояли из четырёхугольных домов с плетнёвыми стенами,
обмазанными
глиной. Археологические данные свидетельствуют о том, что эти племена
занимались земледелием и скотоводством, бронзолитейным делом.
Постепенно
культура видоизменяется, происходит переход к трупосожжению. Во второй
половине II тыс. до н.э. на этой
территории складывается лужицкая культура. С
XV в. до н. э. на территории Польши параллельно
существовали две культуры: лужицкая и
к востоку от нее тшинецкая. Тшинецкая археологическая
культура распространена в средней полосе Центральной и
Восточной
Европы, примерно от р. Варта на западе до р. Сейм на востоке,
существовала
примерно с XVI в. до
середины XII в. до
н.э., а затем вошла составным элементом в лужицкую культуру. Названа по
остаткам
поселения близ Тшчинца (Trzciniec) Люблинского воеводства (Польша).
Археологи
обнаруживают достаточно большое количество неукрепленных поселений,
состоящих
из землянок и небольших наземных жилищ. Тшинецкая культура
характеризуется
трупоположением, бескурганными и курганными могильниками. Для тшинецкой
культуры характерны каменные и кремневые орудия, поделки из бронзы.
Племена
занимались животноводством и земледелием. Б.А. Рыбаков на основе
анализа
размещения тшинецко-комаровской, пшеворской, зарубинецкой и
пражско-корчакской
археологических культур, а также данных о венедах Плиния, Тацита и
Птолемея – современников
этих культур - считает «область тшинецко-комаровской культуры первичным местом объединения и формирования впервые отпочковавшихся
праславян, оставшихся на этом
пространстве после того, как
затихло
грандиозное
расселение индоевропейцев -
"шнуровиков". Эта область
может быть
обозначена несколько туманным
словом "прародина"» (Рыбаков, 1981, с.
19). «Лужицкая культура была,
очевидно, разноэтическим комплексом, охватившим половину
праславян, часть прагерманцев
и какую-то часть
итало-иллирийских племен на юге, где бронзолитейное дело стояло очень
высоко»
(Рыбаков, 1981, с.264). В 13—4 вв. до н. э. она занимала территорию от
побережья Балтийского моря до Дуная и Словацких гор и от реки Шпре до
Волыни.
Название получила от исторических областей Верхняя и Нижняя Лужица (на
юго-востоке Германии), где впервые были найдены могильники и поселения
лужицкой
культуры. Лужицкие
племена занимались
земледелием и скотоводством. Среди находок много керамики, найдены
остатки
деревянной сохи, роговые мотыги с деревянной ручкой, железные серпы и
простые
каменные зернотерки; обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы,
ячменя и
гороха. Как и предшествующие культуры, племена лужичан не знали
гончарного
круга, но изготовляли высококачественную разнообразную глиняную посуду:
амфоровидные
сосуды и кувшины, различные чаши, миски, сосуды яйцевидной формы.
Племена лужицкой
культуры сжигали умерших, а прах погребали в урнах, которые накрывали
черепком
и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество вещей и
разнообразных сосудов, видимо, с пищей. Такие могильники называются
"полями погребений" или "полями погребальных урн". В VII - VI вв.
до н.
э. распространилась
металлургия железа, которая очень быстро стала господствующей в
производстве. В середине I
тысячелетия до н.
э. появляются крупные лужицкие поселения, занимающие площадь в
несколько
гектаров. Поселок огораживался оборонительной стеной, выстроенной из
трех рядов
деревянных срубов, которые внутри заполнялись глиной, землей и камнями.
Дома были
сложены из бревен, вставленных в пазы вертикальных опор. В доме было
несколько
отдельных больших помещений. Большинство
исследователей
считают славянской поморскую археологическую
культуру, распространенную в 6-2 вв.
до н. э. на территории Польши и смежных с ней области Белоруссии и
Украины.
Поселения этой культуры неукрепленные, в качестве жилищ используются
наземные
столбовые постройки и полуземлянки. Бескурганные захоронения содержат
остатки
трупосожжений, главным образом в глиняных сосудах-урнах. Часто на урнах
имеются
изображения человеческого лица, а сами они стоят в каменных ящиках. В
южных
районах урны прикрыты сверху большим глиняным сосудом - "клёшем".
Поморцы
занимались земледелием и скотоводством. Важным
рубежом в этногенезе
протославян был IV век до н. э. В это время в разных местах
распространения лужицкой
культуры (Центральная Польша, частично Белоруссия и Украина)
складывается культура
клёшевых погребений. Эту культуру характеризуют бескурганные
погребения
в так называемых клёшах: остатки трупосожжений заключали в урну и
помещали под
большой перевернутый колоколовидный сосуд – клёш, от которого и
происходит
название культуры. Из вещей в погребениях находят преимущественно
украшения.
Для этой культуры характерны неукрепленные поселения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная |