|
Словарь-справочник по славянской филологии
Автохтоны (от греч. autos «сам» + chton «земля») –
местный, коренной народ, аборигены; народ,
изначально и постоянно заселяющий какую-либо территорию.
Адстрат (от лат. ad «при,
около» + stratum «слой, пласт») – сумма
черт языковой структуры, которые объясняются как результат влияния
одного языка
на другой в процессе их длительного контактирования. Адстрат обозначает
явление, когда не происходит этнической ассимиляции и растворения
одного языка
в другом.
Алфавит – от названия греческих букв «альфа» и
«бета»
(новогреческое «вита»), азбука – набор особых графических знаков –
букв,
расположенных в определенном порядке и служащих для письменной фиксации
звучащей
речи по принципу звуко-буквенного соответствия.
Анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в
существование
душ и духов.
Анклав (от фр. enclavè
«внедрившийся»)
– часть этнической территории, находящаяся в пределах другого
государства или
другой этнической территории. Примером анклава являются верхне- и
нижнелужицкий
этносы, существующие на территории Германии.
Анты
– название объединения
славянских племен, применявшееся византийскими и готскими историками;
название
восточнославянских племен византийскими писателями IV - VII вв. (Иордан,
Прокопий Кесарийский и др.) Жили анты преимущественно между Днестром и
Днепром
и к востоку от Днепра. Занимались земледелием, скотоводством,
ремёслами,
торговлей. Воевали с Византией, готами, аварами.
Апостроф (греч. apostophos) –
надстрочный знак в виде запятой, который используется в транскрипции
для
обозначения мягких согласных (пять – [п’ат’]); в
чешском и словацком языках – для обозначения мягких
согласных в
орфографии (чеш. ted’ – теперь, сейчас; слц. hor’ – вверх, dost’ –
достаточно); для обозначения йотированного произношения следующего
гласного в
украинском и белорусском языках (блр. сям’i, укр.
сем’ï).
Ареал
этнический (от лат area «площадь, пространство») – район или регион,
в
пределах которого распространен тот или иной этнос.
Артикуляция - работа органов речи, необходимая для
произнесения
звука речи.
Архетип - гипотетически реконструируемая или
фактически
засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших
модификаций.
Ассимиляция (лат. assimilatio «уподобление») –
этнический
процесс, при котором происходит насильственное или естественное (в
процессе непосредственного
контакта) слияние одного народа или его части с другим; при этом обычно
один из
народов постепенно утрачивает свой язык и свою культуру. Процесс
этнической
ассимиляции охватывает несколько поколений.
Балканский
языковой союз – особый тип
языковой
общности, совокупность языков Юго-Восточной Европы, сложившаяся в
результате
многовекового взаимовлияния в пределах определенной территории. В
балканский
языковой союз входят болгарский, македонский, сербохорватский
(частично),
албанский, новогреческий, восточно-романские языки.
Булла
- папская грамота, булла-документ из истории церкви,
свод церковных правил.
Венеды, венеты, венды - древнейшее
наименование
славянских племён, относящееся,
вероятно, к их западной ветви. Название «венеды» встречается с I в. н. э. По свидетельству античных авторов,
они
селились по Висле и побережью Балтийского моря, а согласно
Пёйтингеровым таблицам,
- к северу от Карпат и на Нижнем Дунае. Плиний Старший, Тацит с
некоторыми колебаниями
причисляли венедов к сарматам, готский историк Иордан (VI в.) отнёс их к славянам. Часть венедов на
рубеже VII - VIII вв.
переселилась
восточнее и влилась в состав восточных славян (ср. название
восточнославянского
племени вятичи).
Витальность
языка – жизнеспособность
языка,
устойчивость, выживаемость. Витальность языка зависит от многих
этнолингвистических факторов, например, наличие и давность письменной
традиции,
число говорящих, особенности этноязыковой ситуации и др.
Вокализм – система гласных фонем.
Восточнославянские
народы – русские, украинцы,
белорусы.
Предки этих народов (восточнославянские племена) в древности занимали
обширные
пространства от Карпат и Причерноморья до верховьев Волги и Ладожского
озера. В IX – XII вв. они
образовали единую древнерусскую народность, существовавшую в пределах
Киевской
Руси. К XIV – XV в.
древнерусская народность распалась, дав начало трем новым народностям:
русским,
украинцам и белорусам.
Восточнославянские
языки – русский, украинский,
белорусский.
Генеалогическая
классификация – деление
языков на
семьи, группы, подгруппы, учитывающее происхождение языков.
Глаголица (от «глаголъ» - слово, речь) – одна из
древних
славянских азбук (40 графем), отличающаяся от кириллицы формой букв.
Создана в
середине IX в. Кириллом (Константином) и
Мефодием, «первоучителями славянскими».
Глоттогенез (от греч. glotta «язык» + genesis «происхождение») - процесс становления
человеческого
языка (речи).
Глоттохронология (от греч. glotta «язык» + hronos «время»
+ logos «слово,
учение») – область сравнительно-исторического языкознания, выявляющая
процессы
языковых изменений с целью определения времени разделения родственных
языков,
их выделения из языка-основы.
Говор
– форма существования языка, минимальная диалектная
разновидность общенародного языка. Обычно особенности говора касаются
лишь
фонетики и лексики, а также специфики общественных функций.
Государственный
язык – язык, пользующийся в
том или
ином государстве законодательным статусом обязательного в употреблении
в официальных
сферах жизни.
Диалект (от греч. dialektos «разговор,
говор, наречие») - разновидность данного
языка. Различают территориальный диалект и социальный диалект.
Современные территориальные
диалекты обычно являются результатом многовекового развития и
делятся на
говоры. Социальные диалекты
представляют собой язык определенных
социальных групп (профессиональные языки, сленг).
Диалектное
членение языка – деление
языка на
территориальные языковые образования.
Диграфия – использование в рамках одного языка двух
графических
систем. Примером диграфии может служить сербскохорватский язык, в
пределах
которого используется кириллица (сербы) и латиница (хорваты).
Дифтонг (двугласный, сложный гласный) – сочетание
двух
гласных – слогового и неслогового - в
пределах одного слога.
Дифтонгоид – сочетание гласного звука с сонорным
(плавным или носовым),
способное формировать слог.
Древнерусский
язык – язык, общий для
восточных
славян, сформировавшийся в VII – VIII вв.н.э.
и просуществовавший до распада восточнославянского языкового единства,
которое
совпало с распадом Киевской Руси (XIV – XV вв.).
Закон
открытого слога – один из основных фонетических законов
праславянского
языка, обусловленный действием в нем тенденции расположения звуков в
слоге в
порядке возрастающей звучности, или сонорности.
Закон
слогового сингармонизма –
один из
основных фонетических законов праславянской эпохи, в результате
действия
которого в пределах одного слога могли быть сосредоточены звуки,
однородные с
точки зрения передней или задней артикуляции (в
артикуляторно-физиологическом
отношении) или с точки зрения более высокой или более низкой частоты,
характеризующей
соответствующие звуки (в акустическом отношении).
Законы
развития языка – 1) любые
изменения,
происходящие в языке; 2) изменения в языке, которые ведут к
совершенствованию
его фонетической, грамматической и лексической систем.
Западнославянские
народы – чехи, словаки,
сербо-лужичане, поляки, кашубы. Предки этих народов (западнославянские
племена)
в древности селились на территории от южного берега Балтийского моря до
…, от
Одера до Лабы. Ряд небольших племен руян и других населял острова
Балтийского
моря. На протяжении VII – IX вв. они
образовали первые славянские государства - Государство
Само (VII в.) и Великую Моравию (конец IX - начало XI вв.),
Чехия (начало Х в.), древнепольское государство (конец X в.). С VIII в. многие западнославянские
племена испытывают
агрессию германских племен. Так, в XII в. были покорены многочисленные
племена
полабян, большая часть их уничтожена, остальные утратили свои
этнические
особенности. Остатком полабских племен сегодня являются лужичане в
Германии.
Западнославянские
языки – чешский, словацкий,
верхнелужицкий, нижне-лужицкий, польский, кашубский, полабский,
славино-поморские диалекты.
Изоглосса - линия на карте, показывающая границы
распространения какого-либо языкового явления.
Индоевропейские
языки – самая крупная и самая
распространенная в мире этнолингвистическая семья; составляющие ее
языки
объединяются в 12 генетических групп: индийскую, тохарскую, греческую,
иранскую, славянскую, балтийскую, кельтскую, германскую, романскую,
армянскую,
хеттскую, албанскую.
Кириллица – одна из двух древнейших славянских азбук
(43 графемы).
Создана в конце IX в. одним из учеников Кирилла
(Константина) и Мефодия, предположительно Климентом Охридским или
Константином
Болгарским.
Койне
– «смешанный» язык, в котором соединены разные
диалекты. В истории русского языка выделяют киевское койне (XI – XIII вв.),
московское койне (XV – XVII вв.).
Консонантизм – система согласных фонем.
Конфессия – вероисповедание, принадлежность к
определенной церкви
или религиозному течению.
Культура (от лат. cultura «возделывание;
обработка») – в широком смысле слова – всё созданное руками и разумом
человека.
В более узких значениях – 1) личностная система осознаваемых как
ценности,
созданных самим индивидом, и ценимых в обществе качеств ума, характера,
воображения, памяти, получаемых в процессе воспитания и образования
(нравственная, эстетическая, бытовая, профессиональная,
научно-техническая культура);
2) социальная система форм деятельности, организованных при помощи норм
и
ценностей, закрепившихся в общественной практике и сознании (институты,
традиции, духовные ценности); 3) локальная культура, цивилизация,
возникшая на
базе территориальной, этнической, языковой, политической, экономической
и
психологической общности (национальная, или этническая культура).
Культура
археологическая – устойчивая
совокупность признаков, свойственных остаткам прошлого определенного
периода
развития общества. К таким остаткам принято относить определенный обряд
погребения; повторяющиеся формы украшений; принадлежности одежды;
характерные
типы орудий, оружия, бытового инвентаря; специфические особенности в
устройстве
жилищ и поселений; формы керамики. Условно славянскими археологическими
культурами являются трипольская (III тыс.л. до н.э.), тшинецкая (третья четверть II тыс.л. до н.э.), поморская (VI-II вв. до
н.э.), чернолесская (VIII – начало VI вв. до н.э.), подклешевых погребений (V – III вв. до
н.э.); собственно
славянскими – пшеворская (II вв. до н.э.
– II вв. н.э.),
зарубинецкая (вв. н.э.), пражская (V – VIII вв. н.э.).
Культура
этническая – компоненты
материальной,
духовной и соционормативной культуры, которые возникли среди данного
этноса,
являются для него специфическими, отличающимися в той или иной степени
от элементов
иноэтнической и интернациональной (надэтнической) культуры. Наиболее
четко
этническая культура проявляется в этнической символике, традициях,
некоторых
формах материальной культуры (например, национальная кухня), видах
фольклора.
Латиница – самый распространенный в мире алфавит. По
своему происхождению
восходит к древнегреческой графике (западногреческий вариант), из
которой
возникло несколько этрусских алфавитов. Древнейшие латинские надписи
датируются VII в. до н.э. В связи с сильным влиянием
католической
церкви латиница получила значительное распространение среди славян. Ею
пользуются все западные славяне, а также частично южные (словенцы,
хорваты).
Для более полной передачи славянских звуков в латинские алфавиты этих
народов в
разное время введены различные
диакритические знаки.
Литературный
язык – форма общенародного
языка;
язык, обработанный мастерами слова; нормированный язык, состоящий из
общепринятых языковых элементов.
Международный
комитет славистов (МКС) -
научная
организация, которая координирует деятельность национальных комитетов
славистов
(Австрии, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговины,
Великобритании,
Венгрии, ГДР, Дании, Израиля, Италии, Канады, Македонии, Нидерландов,
Норвегии,
Польши, России, Румынии, Сербии и Черногории, Словакии, Словении, США,
Украины,
Финляндии, Франции, ФРГ, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции), руководит
работой
международных славистических комиссий (славянские литературные языки,
история
славяноведения, лексикология и лексикография, общеславянский
лингвистический
атлас, балто-славянские отношения и др.). МКС был учрежден в Югославии
(Белград, 1955), затем концентрировал работу там, где проводился
очередной
съезд (Москва, 1958; София, 1963; Прага, 1968; Варшава, 1973, …
Любляна, 2003).
МКС проводит ежегодные совещания, а каждые пять лет – международные
съезды
славистов (исследователей языков, литератур, истории, этнографии,
фольклора
славянских народов).
Межславянский
язык – региональный язык,
предназначенный для общения между носителями славянских языков.
Межславянский
язык впервые был сконструирован Ю.Крижаничем (1659 – 1666) под
названием «Ruski jazik». Базой
для него послужили церковнославянский, русский, сербохорватский и
некоторые
другие славянские языки.
Меньшинство
этническое – группа людей той
или
иной этнической принадлежности, существенно уступающая по численности
окружающему ее другому этносу на определенной территории.
Мертвые
языки – языки, не
существующие сейчас
в живом употреблении. Они делятся на письменные и бесписьменные, то
есть
известные лишь по косвенным свидетельствам. Сохранение мертвых языков в
живом
использовании связано, как правило, с нуждами науки, культуры, религии.
На мертвом
старославянском языке базируются различные виды церковно-славянского
языка,
которые используются славянами (русские, белорусы, украинцы, болгары,
македонцы, сербы) как языки церковной литературы и богослужения. Когда
язык
использовался преимущественно в устной форме, он бесследно исчезал.
Так,
например, от мертвого полабского языка сохранились лишь
немногочисленные
свидетельства его существования – отдельные слова и фразы, записанные
на рубеже XVII – XVIII вв. немецкими
учеными Х. Геннигом, И.
Парум-Шульце, И. Пфеффингером, Буххольцем и др. В 1915 г. чешский
ученый
Б.Грозный дешифровал хеттскую письменность.
Монотеизм (греч. Monos «один» + Theos «бог»)
– религии,
основанные на вере в единого Бога.
Наречие – крупная единица народно-разговорного
языка, представляющая
собой совокупность диалектов, имеющих общие черты. В общенародном
русском языке
выделяют северновеликорусское (окающее, «г» взрывной),
южновеликорусское
(акающее, «г» фрикативный) и средневеликорусское (акающее, «г»
взрывной)
наречия.
Народ
(греч. ethnos) – 1) в
лингвокультурном плане – то же, что этнос; 2) в социально-политическом
и
историческом плане - общегражданская, национальная, этнокультурная
общность;
население, люди, жители той или иной страны; 3) в бытовом плане –
большая
группа людей.
Народность – исторически сложившаяся языковая,
территориальная,
экономическая и культурная общность людей, находящаяся иерархически
между племенем
и нацией; национальная народная самобытность. Народность возникает в
результате
смешения и объединения племенных общностей, которые входят в одно
государство.
Национальность – этническое обозначение личности,
наименование
народности, ее принадлежности к конкретному этносу.
Национальный
язык – общенародное средство
устного
и письменного общения нации, сложившееся в процессе развития народности
благодаря укреплению языкового единства, нивелировки диалектов,
стабилизации литературных
норм и новейшего социально-экономического устройства государства;
система форм
существования общенародного языка, включая литературный устный и
письменный
язык, территориальные и социальные диалекты, городское и
сельское просторечие.
Нация
(лат. natio – племя,
народ) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей,
сформированная на
основе единой территории, языка, экономического и психологического
склада и
проявляющаяся в общности культуры и быта; страна, государство.
Общеславянский
язык – см.
праславянский язык.
Палеография (от греч. palaios «древний» + grapho «пишу,
черчу») – вспомогательная историко-лингвистическая дисциплина,
изучающая
древние письменные памятники с целью установления подлинности, места и
времени
их создания. Палеография опирается на анализ почерка, материала,
орудия,
способов и приемов письма, способов начертания письменных знаков и др.
Палимпсест (от греч. palimpseston «вновь
соскобленная») - вид древней рукописи на пергаменте поверх смытого или
соскобленного текста; палимпсесты были распространены до начала
книгопечатания.
Письмо – графическая фиксация речи, позволяющая с
помощью тех
или иных знаков передавать языковую информацию во времени и в
пространстве.
Письмо делится на четыре типа: идеографическое, словесно-слоговое
(логографическо-силлабическое), слоговое (силлабическое) и
буквенно-звуковое
(алфавитное).
Плавные согласные - название согласных «р» и «л» как слоговых
(слогообразующих) звуков (по производимому ими акустическому
впечатлению).
Племя
– этническая и социальная общность людей эпохи
первобытного строя. Характерными чертами племени являются
кровнородственные отношения
между членами, деление на роды, общность территории, обычаев, культов,
самосознания и самоназвания, некоторых черт хозяйствования.
Политеизм (греч. Polys «много» + Theos «бог») –
поклонение
многим богам, имеющим одинаковую власть.
Прародина
славян – местонахождение
древних
славян, территория праславян, их языка, которому предшествовал
протославянский
язык, то есть диалект индоевропейского праязыка, функционировавшего в
восточной
зоне индоевропейского языкового ареала.
Праславянский
язык – общий язык предков
современных
славян, существовавший с третьего тысячелетия до н.э. по вторую
половину
первого тысячелетия н.э.
Праязык (язык-основа) – язык, к которому генетически
восходят
два и более языков.
Речь
– процесс говорения, речевая деятельность. Обычно
язык реализуется через устную или письменную речь.
Семья языков – совокупность генетически родственных
языков.
Склавины - Склавины живут от реки Савы на западе, до
Вислы на севере,
до Днестра на востоке и до Дуная на юге.(№№№№)
Славяне – группа родственных народов в Восточной
Европе и
Азии, общей численностью более 300 млн. чел. Славяне подразделяются на
три
ветви: восточную (русские, украинцы, белорусы), западную (поляки, чехи,
словаки, лужичане), южную (болгары, македонцы, словенцы, сербы,
хорваты, черногорцы,
муслимане).
Субстрат (от лат. sub «под»
+ stratum «слой, пласт») – сумма черт языковой
структуры,
восходящих к языку, распространенному на данной лингвистической
территории до
прихода сюда носителей нового языка. Субстрат проникает в глубинные
структуры
языка (фонетическую систему, морфологию и т.д.) в отличие от обычных
заимствований.
Субэтнос –элемент структуры этноса, взаимодействующий
с
прочими элементами группы, не нарушая единства этноса. Применительно к
русскому
этносу можно говорить о субэтносах старообрядцев, казачества, поморов,
сибиряков.
Филология (греч. philologia «любовь к слову»)
– совокупность
гуманитарных дисциплин, изучающих историю и сущность духовной культуры
человечества
через языковой и стилистический анализ письменных текстов.
Экстралингвистика – наука, изучающая
совокупность
этнолингвистических, исторических, географических и других внешних
факторов
развития языка.
Этимология (греч. etymon
«истинное значение слова» +
logos «слово,
учение») – раздел исторического языкознания, посвященный изучению
исконной
структуры и смысла слова, его происхождения и отношения к другим
словам.
Этногенез (от греч. ethnos «народ» + genesis «возникновение, происхождение») – процесс
образования
и сложения этнических общностей. Этногенез связан с глоттогенезом
(образованием
языка) и культурогенезом (становлением культуры).
Этнография – этнология, народоведение; наука о быте,
культуре,
расселении народов мира; изучает происхождение и исторические
взаимоотношения,
религиозные воззрения, материальные памятники культуры тех или иных
народов.
Этноним (от греч. ethnos «племя, народ» + onyma «имя, название») – название этноса (народа,
племени,
народности, нации и др.).
Этнонимика (от греч. ethnos «племя, народ» + onyma «имя,
название») – раздел ономастики, в котором изучается происхождение,
построение и
функционирование этнонимов.
Этнос
- устойчивый, естественно сложившийся коллектив
людей, противопоставляющий себя прочим аналогичным коллективам и
отличающийся
своеобразным стереотипом поведения.
Южнославянские
народы – болгары, македонцы,
черногорцы, сербы, хорваты, словенцы, муслимане. Предки этих народов
(южнославянские племена) в связи с великим переселением народов
оказались на
территории Балканского полуострова, где в VII в. н.э. столкнулись с пришедшим на эту же
территорию
тюркским племенем болгар. Во второй половине VII в. возникает Первое Болгарское царство –
первое
государственное объединение южных славян. В XIV – XIX вв.
южнославянские народы находятся в государственной и культурной
зависимости от
турок (Османская империя) и австро-венгров (Австро-Венгерская империя).
Это
послужило поводом к разделению южных славян на две ветви: восточную
(болгары,
македонцы) и западную (сербы, хорваты, словенцы), по
религиозно-этническому
признаку сформировалась еще одна народность – муслимане (бошняки,
босанцы).
Южнославянские
языки – болгарский,
македонский,
сербско-хорватский, словенский, старославянский.
Язык
– исторически сложившаяся система звуков, слов,
грамматических средств, которая является орудием общения, мышления,
культуры и
поведения людей в обществе; знаковое средство для передачи информации.
Язык-основа – праязык.
|